• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Политическая коррупция как стиль деятельности и ведения конкурентной борьбы

25 ноября в нашей лаборатории прошел научный семинар с заведующим отдела социологии фонда ИНДЕМ Римским Владимиром Львовичем. Темой встречи стала политическая коррупция.

Семинар начался с обсуждения понимания термина «коррупция» в целом.

С обывательской точки зрения, получилось, что коррупция воспринимается исключительно как нарушение, прописанное в Уголовном Кодексе РФ, а значит, де-юре, политической коррупции не существует и существовать не может, так как депутаты и другие должностные лица никогда не допустят, чтобы их деятельность попала под уголовную статью.

В понимании и выявлении политической коррупции есть ряд проблем. Наиболее значимая из них – изменение социальных норм. То, что еще 100, 200 и даже 300 лет считалось нормой, сейчас уже таковой не является. Поэтому, столь популярный среди представителей власти аргумент, апеллирующий к исторически сложившейся традиции мздоимства: «не мы это придумали, а так поступаем, потому что всегда так жили», в наши дни работать не может. Самый распространенный пример с губернаторами. Еще царь Алексей Михайлович сажал губернаторов «на кормление», потому что бюджета на всех не хватало. Но и тогда Петр I казнил тех, кто брал «не по чину».

В более широком понимании, «коррупция» – разрушение нормальных механизмов решения проблем и принятия решений. Изначально, речь шла только о решении проблемы в судах, но сейчас это понимание вполне можно распространить на все сферы жизни общества. И в тех случаях, когда мы видим, что нормальный порядок решения проблем нарушается, тогда мы можем начинать подозревать коррупцию. Именно подозревать, потому что доказать что-то крайне сложно, а иногда даже невозможно по целому ряду причин:

  • Во-первых, большинство коррупционных договоренностей носит неформальный характер. Бытует распространенное мнение, что если должностное лицо заключило договоренность, когда находилось «не при исполнении», то данное действие за коррупцию не считается. Однако, это в корне неверно. Все договоренности, которые были заключены в нерабочее время, исполняются и находят отражение во время служебной деятельности должностного лица.

  • Во-вторых, извлечение выгоды может быть условной или отложенной.  Это касается непосредственно поведения чиновников. Один из примеров – нормы социальной морали. Чем выше должность, которую человек занимает, тем они ниже. Есть устоявшееся мнение, что чем выше пост, тем больше позволено. Например, нельзя ездить по Москве не соблюдая правила дорожного движения, однако некоторым людям с определенного момента можно. Если прибавить к этому то, что, согласно множеству исследований, у чиновников отсутствует понимание, что такое «служение народу» (они просто выполняют должностные инструкции, не задумываясь о благе государства или общества) то можно сказать, что люди, идущие во власть, делают это для удовлетворения собственных потребностей. А это является коррупцией.

Политическая коррупция не сводится к взяткам. Никто не хочет на них попадаться. Другое дело, когда сама среда устроена так, что не получить выгоду становится невозможно. В этой связи конкуренция – не является решением. Одна сила пытается сместить другую, чтобы самой занять «место» и его максимально выгодно для себя использовать.

О других признаках политической коррупции, а также о последствиях, к которым она приводит, вы можете узнать и полной аудиозаписи научного семинара.





Презентация
         Аудио