• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Отчет с заседания дискуссионного клуба с Григорием Тумановым

2 июня на заседании дискуссионного клуба ПУЛ АП были представлены основные результаты мониторинга информационной открытости систем распределения государственной поддержки НКО, выполненного специалиста Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р». На основании расследования деятельности РО фонда имени Кадырова были продемонстрированы основные несовершенства законодательства в отношении прозрачности НКО. В заседании дискуссионного клуба приняли участие сотрудники Центра «ТИ-Р» Денис Примаков и Анастасия Иволга, а также журналист издательского дома «Коммерсантъ» Григорий Туманов.

 

2 июня на заседании дискуссионного клуба ПУЛ АП были представлены основные результаты мониторинга информационной открытости систем распределения государственной поддержки НКО, выполненного специалиста Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р». На основании расследования деятельности РО фонда имени Кадырова были продемонстрированы основные несовершенства законодательства в отношении прозрачности НКО. В заседании дискуссионного клуба приняли участие сотрудники Центра «ТИ-Р» Денис Примаков и Анастасия Иволга, а также журналист издательского дома «Коммерсантъ» Григорий Туманов.  

Исследование информационной открытости системы распределения государственной поддержки НКО проводится Центром «ТИ-Р ежегодно начиная с 2012 года, и его результаты могут быть использованы для выявления основных тенденций в этой области.

Под определение НКО в России подпадают 226 500 организаций. Исследователи констатируют, что их прозрачность и информационная открытость оставляют желать лучшего. Даже при получении грантов на сумму более трех миллионов рублей и обязательстве предоставлять финансовую отчетность и результаты о проделанной работе в Минюст, лишь немногие организации действительно это делают.

В фокус исследователей попали НКО, участвующие в конкурсе на президентские гранты (в ходе конкурса в 2012 году был распределен один миллиард рублей), а также НКО, участвующие в конкурсе на получение субсидий от Минэкономразвития на сумму 280 миллионов в 2013 году.

Основные выводы:

  • Конкурс МЭР более прозрачен в сравнении с президентским конкурсом;
  • В распределении Президентского гранта участвуют посредники (грантооператоры – крупные российские НКО), которые начиная с 2006 года, администрируют конкурс, взимая за свои услуги комиссию. Как показало исследование, данная комиссия не является функций от суммы распределенных денег и варьируется от 5 до 7 % (что составляет около 63 млн руб. в 2012 году). Принцип и процедура выбора грантооператоров при этом неявны;
  • Одни и те же НКО часто выигрывают конкурс на получение гранта на протяжении нескольких лет;
  • В конкурсной комиссии принимают участие люди с очевидным конфликтом;
  • Информационная открытость также на низком уровне. Одни НКО не имеют даже сайтов, другие — контактной информации и уставов, не выкладывают на сайты отчетов о проделанной работе и т.д.

Впрочем, низкий уровень открытости легко объяснить. За несоблюдение обязательной отчетности перед Минюстом НКО может нести лишь административную ответственность.

Журналист, сотрудник издательского дома «Коммерсантъ» Григорий Туманов кратко изложил основные результаты своего расследования деятельности «РО фонда имени Кадырова» (http://kommersant.ru/doc/2736101). Он также отметил низкую прозрачность данной организации (нет отчетов в Минюст, организация отчитывается перед региональными СМИ), а также обратил внимание на ситуации конфликтов интересов людей, участвующей в ее деятельности.