• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с участниками Летней школы ПУЛ АП

Стажер ПУЛ АП Максим Сизов поговорил с некоторыми участниками «Школы супергероев» и попросил их рассказать, почему они решили принять участие в летней антикоррупционной школе, а также поделиться впечатлениями от самих занятий.

 
Бубнов Артем, 22 года, НИТУ МИСиС, выпускник
(третий день школы)

 
— Почему ты решил принять участие в Летней школе? Ты ожидал чего-то конкретного от участия?

Я участвую в проекте по модернизации объектов ЖКХ, мы занимаемся вопросами котельной в городах Омск и Тверь. Соответственно у нас есть специальный орган,  РЭК (Региональная энергетическая комиссия), устанавливающий тарифы. Я ожидал, что будут рассмотрены некоторые кейсы взаимодействия именно с этим органом, ну или хотя бы с органами, связанными с РЭК.
 
— Что больше всего запомнилось тебе за первые три дня? Может быть, определенные лекторы? Лекции?

В первый день мне очень понравилась лекция Юлия Нисневича, профессора ВШЭ. Мне понравилось, что он рассказывал материал в достаточно общих чертах, но в то же время довольно широко и подробно. Было очень интересно его слушать.
 
— Получаешь ли ты удовольствие от участия в школе? Оправдались ли твои ожидания?

Ну, ожидания еще не оправдались, но надеюсь, что в оставшиеся два дня все изменится. Я получил большое удовольствие от некоторых преподавателей, от их рассказов, от знаний, которые они нам передают. Лекции очень живые, все происходит в такой форме «вопросов-ответов».
 
 

Рябов Никита, 21 год, факультет бизнес-информатики НИУ ВШЭ
(первая лекция, четвертый день школы)


 
— Почему ты решил принять участие в Летней школе? Ты ожидал чего-то конкретного от участия?

Я шел сюда для того, чтобы узнать методы противодействия коррупции, для применения их в жизни. Ожидал я не только теоретических лекций, но и семинаров, больше направленных на практику, так как моя главная цель - узнать методы их применения в жизни. Наши первые дни были теоретическими, вчера были первые «зародыши» практики, а именно брейнсторминг. На мой взгляд, сегодня первый практический день, когда будут лекторы из «Декларатора» и так далее.
 
— Что больше всего запомнилось тебе за первые три дня? Может быть, определенные лекторы? Лекции?

Мне очень понравилось то, как Сергеюс Муравьевас  держит аудиторию, то, как он с ней общается. Вчера была интересная лекция, проведенная журналистом Коммерсанта Григорием Тумановым: интересная, но не практическая. Он  пересказывал свои статьи, я открыл для себя, что этот наворовал там-то, этот там-то, но все-таки мало практических знаний.
 
Получаешь ли ты удовольствие от участия в школе? Оправдались ли твои ожидания?

Да, я получаю удовольствие. Мои ожидания еще не оправдались полностью, но я думаю, что следующие два дня восполнят их.
 
 

 
Григорий Машанов, 18 лет, факультет права НИУ ВШЭ, 2 курс
(окончание четвертого дня занятий)




Откуда ты узнал о школе?

Мне пришло несколько писем о ней. Когда пришло письмо, что набор продлили до 24-ого июня, я решил попробовать - вдруг пройду. Тем более, изначально я не планировал принимать участие.

Почему ты решил принять участие в Летней школе? Ты ожидал чего-то конкретного от участия?

Мне интересна государственная служба, мне интересны вопросы, связанные с коррупцией, с политикой. Я сам иногда взаимодействую с органами государственной власти, то есть, я пишу жалобы, обращения. Я подумал, что на этой школе я смогу получить какие-то навыки, которые были бы мне полезны для будущей моей деятельности, так как я собираюсь выбрать карьеру госслужащего.

Получаешь ли ты удовольствие от участия в школе? Оправдались ли твои ожидания?

Мне очень интересно, единственное, немного тяжело, что пять лекций в день, довольно большая нагрузка. Мне понравились лекции Сергеюса Муравьеваса, лекции Елены Панфиловой, лекции эко-активиста Николая Рыбакова, который приехал к нам из Санкт-Петербурга. У них были очень живые лекции, их было очень интересно слушать. Они были открыты для взаимодействия.
 
— Оправдались ли твои ожидания?

Она еще не завершилась, но в принципе - да! Особенно мне нравится проектная работа, которой мы сейчас занимаемся. Я был уже на нескольких летних школах, когда увидел, что будут проекты, понял, что это хорошая школа. Наш проект касается образования, мы решили рассмотреть сферу образования в вопросе прозрачности ссузов, поскольку проблема прозрачности вузов и школ в принципе достаточно освещена в обществе. А освещенность проблем ссузов практически отсутствует, они как бы «выпали», они никому неинтересны. Решили, что данная тема мало исследована, далее мы решили рассмотреть вопрос открытости государственных закупок, есть ли корреляции между этими двумя объектами. Куратор у нас Антон Поминов.



Дарья Увакина, 20 лет, Высшая Школа Бизнеса МГУ, 3 курс
(окончание четвертого учебного дня)




— Откуда ты узнала о летней школе?

Мой преподаватель и заместитель декана прислали письмо о наборе студентов в летнюю школу, потому что я одна из самых активных студенток на нашем курсе.
 
— Почему ты решила участвовать? Были ли у тебя определенные ожидания?

Я подумала, что здесь я смогу получить те знание, которые смогу использовать в жизни. Честно говоря, никаких конкретных ожиданий у меня не было, скорее, решение участвовать было спонтанным, некоей импровизацией.

— Ты довольна работой Летней школы за прошедшие четыре дня?

Да, мне нравится, но я бы перенесла последние два с выходных на будни. Очень тяжело учиться в субботу и в воскресенье с 10 утра до 8 вечера. Все-таки пять лекций в день это достаточно тяжело, хотелось бы буквально на одну лекцию поменьше.
 
 — Могла бы отметить лекторов или лекции, которые особенно тебе запомнились?

Мне очень понравилась сегодняшняя лекция Андрея Заякина о том, как лишают научных степеней руководителей диссертаций и так далее. Мне еще очень понравилась самая первая лекция Елены Анатольевны Панфиловой о введении в понятие антикоррупционной деятельности и гражданского активизма; также очень интересная лекция была у Сергеюса Муравьеваса относительно гражданского антикоррупционного контроля. Андрея Заякина было очень интересно послушать, у него очень энергичная подача, что привлекает слушателей. Елену Анатольевну и Сергеюса было интересно послушать для общего развития, чтобы обогатить то знание, которое уже есть, или узнать что-то новое.
 
 — Могла бы ты рассказать о вашем групповом проекте?

Групповой проект мы выполняем под руководством Ильи Шуманова. Общая тема была завязана на образовании, мы выбрали конкретно коррупционные схемы в Высших учебных заведениях.



Алексей Карнаухов, 25 лет, юрист антикоррупционного центра партии «Яблоко», факультет права НИУ ВШЭ, выпускник
 (заключительный день занятий)

 
— Откуда ты узнал о летней школе? Почему решил принять участие в ней?

О проведении Проектно-учебной лабораторией антикоррупционной политики собственной Летней школы я узнал от своего начальника, вместе с которым мы занимаемся противодействием коррупции по мере наших сил. Я очень загорелся идеей, вот поэтому я и решил написать эссе для конкурса.
 
— Почему ты решил участвовать? Были ли у тебя определенные ожидания?

Я ожидал узнать конкретные инструменты противодействия коррупции, пообщаться с другими практиками. Ну, собственно, улучшить собственные знания.
 
  Мог бы ты отметить определенные лекции? Лекторов?

Мне запомнились многие лекции. Запомнились лекции журналистов, которые перед нами выступали. Лекция Марка Иосифовича очень понравилась. Практически все лекции были очень полезны.
 
— Твои ожидания оправдываются?

Да, оправдываются. Было очень интересно узнать, как работают другие борцы с коррупцией: журналисты, члены «Трансперенси». Хорошая возможность обменяться опытом, узнать что-то новое.




Сергей Ступников, Калуга, 25 лет, кандидат в депутаты города Калуга
(заключительный день занятий)



Откуда ты узнал о Летней школе? Почему решил принять в ней участие?

О летней школе я узнал по ссылке в Facebook, к сожалению, не помню, кто ее опубликовал, но объявление о конкурсе сочинений и наборе студентов на летнюю школу я увидел именно там.  Я решил принять в ней участие, потому что та тематика, которая заявлена в школе - противодействие коррупции, - и та моя общественная деятельность, которой я занимаюсь на протяжении 8 лет, - взаимодействие с молодежью, когда молодежь идет ко мне со своими проблемами и просит их решить, - соприкасаются между собой. Я понял, что пройдя школу, я смогу реально получить определенные навыки, знания, которые я смогу со временем использовать и транслировать в регионе, и помогать тем самым молодежи. Это моя основная цель участия в школе.
 
— Что тебе понравилось за время проведения занятий? Мог бы ты отметить определенные лекции? Лекторов?

Запомнились лекции Марка Левина и Андрея Заякина. Хотелось бы отметить, что в принципе очень сильный состав участников и проектная работа по определенным темам очень щепетильная и интересная. Ребята очень досконально пытаются сделать проекты и реализовать ту информационную базу, которую они получили за первые три дня лекций.
 
Оправдываются ли твои ожидания?

Да. Я надеюсь, что полученный здесь опыт я смогу транслировать в регионы. У нас и в общественный антикоррупционный комитет, с которым я надеюсь начать взаимодействие, сотрудничать. Я постараюсь реализовать все знания, которые мне удалось получить, - я больше практик. Получая знания, я смотрю на них с практической точки зрения, от школы я получил только положительные эмоции в вопросе практического применения методов борьбы с коррупцией.




Лисенкова Полина, 20 лет, факультет мировой экономики и политики НИУ ВШЭ, 3 курс  
(заключительный день летней школы)





— Откуда ты узнала о летней школе? Почему ты решила принять в ней участие?
 

Нам пришло письмо о начале конкурса на участие в Летней школе на корпоративную почту. Где-то за неделю до этого у нас на факультете произошел спор относительно гражданской борьбы с коррупцией. Одна наша знакомая работала юристом и подставилась под коррупционное действие из-за клиента. Обсуждая ее действие, мы затронули вопрос борьбы с коррупцией в целом. У нас зародился спор относительно вопроса, в каком возрасте необходимо бороться с коррупцией. С одной стороны, в 20 лет еще рано бороться, мы ничего не знаем, с другой стороны, в 30 лет уже семья, и надо заботиться о себе, а не о социальном благе. Мы пришли к выводу, что необходимо бороться с коррупцией, но когда - никому не ясно. У нас не хватает знаний и каких-то банальных навыков. И очень удачно и вовремя пришло письмо, но почему-то все остальные люди, которые участвовали в нашем споре, кроме меня, не решились принять участие в школе.
 
— Были ли какие-либо ожидания от школы?

Я ждала какого-то понимания. Я интересовалась коррупцией и лоббизмом, но больше в отношении политики. Но все знают, что коррупция есть практически везде, и от школы я ждала, что мне дадут понимание, где можно что-то искать, более полное понимание антикоррупционной борьбы, понимание самой коррупции.
 
— Какое у тебя общее впечатление от летней школы? Могла бы ты отметить определенные лекции? Лекторов?

Мне, в общем-то, все лекции понравились. Самое интересное, наверное, это когда были журналисты. Просто мне лично ближе журналистская и политическая деятельность, чем гражданский активизм, поэтому было очень интересно послушать, как работают журналисты. Они ведь и журналисты, и в то же время гражданские активисты, которые пишут о том, как коррупция развита в нашей стране, проводят расследования, чтобы хоть как-то кому-то раскрыть глаза на то, что происходит.
 
Оправдываются ли твои ожидания?

Я думаю, что да. Но это очень абстрактный вопрос. С одной стороны, лекции были очень познавательными, они дали представление о том, что такое коррупция, нас познакомили со способами борьбы с ней, которые можно реализовать прямо сейчас, с другой стороны, я не уверена, что готова прямо сейчас пойти бороться с коррупцией. При этом я получила удовольствие от взаимодействия с лекторами, от работы в группах над проектами.