• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Разговор с исследователем коррупции: интервью с Кирьяновым Артемом Юрьевичем

О проблеме конфликта интересов, роли этических стандартов в снижении коррупционных рисков и необходимых антикоррупционных мерах в системе государственной службы рассказывает член ОП РФ, заместитель председателя Комиссии по противодействию коррупции и ОРВ Общественного совета при ФНС России, член-корреспондент РАЕН,  к.ю.н. Кирьянов Артем Юрьевич

О конфликте интересов в понимании госслужащих, роли этических стандартов в снижении коррупционных рисков и необходимых антикоррупционных мерах в системе государственной службы рассказывает член ОП РФ, заместитель председателя Комиссии по противодействию коррупции и ОРВ Общественного совета при ФНС России, член-корреспондент РАЕН,  к.ю.н. Кирьянов Артем Юрьевич




— Как Вы считаете, есть ли у государственных служащих в России понимание того, что такое «конфликт интересов»?

 

Конфликт интересов — это лишь один из терминов, описывающих коррупциогенные модели поведения. Частое использование этого термина в публичном пространстве, делает его как бы «живущим своей жизнью». У населения может сложиться впечатление, что деятельность государственного и муниципального служащего создана из постоянного
«конфликта интересов». Представляется, что это совершенно не соответствует действительности. По большому счету, конфликт интересов — это некий этический выбор человека. Сколько раз в жизни каждый из нас делал такой выбор? Думаю, что эти моменты каждый человек помнит, и их не так много. Поскольку в общечеловеческом смысле госслужащие вряд ли отличаются от остального населения земного шара, то и ситуации этического выбора у них случаются не часто. Полагаю, что 90 процентов государственных и муниципальных служащих никогда не задумывались над проблемой конфликта интересов, и в том числе в связи с отсутствием реальных поводов и ситуаций, позволяющих об этом задуматься всерьез.


 

— Готовы ли государственные служащие в России к урегулированию конфликта интересов, к сообщению о фактах коррупции в своих ведомствах, декларированию подарков?

 

Коррупция сегодняшнего дня — это практически всегда организованная группа. Коррупционное преступление невозможно совершить, не привлекая коллег и подчиненных к исполнению тех или иных ролей. Соответственно, группа, в определенном смысле, формирует модель поведения своих членов, вовлекает в процесс совершения преступлений людей, которые без внешнего давления вряд ли пошли бы на нарушение не только закона, но и этических норм. В этом заключается системная опасность распространения коррупционного поведения, и рецепты борьбы с коррупцией, ее снижения до приемлемого для общества уровня должны это учитывать. Невозможно использовать только силовые методы борьбы с коррупцией. Необходимо обеспечить государственному и муниципальному служащему минимально достаточные условия, в которых гарантированная материальная стабильность и высокий социальный статус будет превалировать над желанием «быстро заработать». Соответственно, и сообщения о фактах коррупции возможны только в той среде, в которой принципиально не приемлема коррупционная модель поведения, а попытки совершения коррупционных преступлений носят единичный характер. Текущая ситуация показывает, что коррупционное поведение как модель утрачивает свою привлекательность для российских чиновников, в том числе в связи с комплексом мер, предпринятых руководством страны в рамках системного противодействия коррупции. Однако не стоит превращать борьбу с коррупцией в «кампанейщину», доводить до абсурда, в том числе и в вопросе декларирования подарков и поощрения тотального доносительства.


 

— Какую роль играют этические стандарты служебного поведения государственных служащих в противодействии коррупции?

Этические стандарты служебного поведения не могут существовать в отрыве от действительности, иначе их существование – простая формальность. Этические стандарты могут описывать «идеальные состояния», но соответствие им поведения того или иного представителя власти определяется целым рядом факторов. Окружение, воспитание, культура и традиции – все это существенным образом влияет на поведенческую модель государственного и муниципального служащего.


 

— Какие антикоррупционные меры необходимо принять для снижения уровня коррупции в системе государственной службы на государственном уровне и на уровне муниципалитетов?

 

Некоторые борьбу с коррупцией видят как «увеличение количества посадок». Конечно, предложение жестких мер — всегда популярно, но абсолютно неэффективно, о чем нам говорит и мировой опыт, и собственно ощущения от окружающей действительности. Для государственных органов, осуществляющих непосредственное взаимодействие с населением, вижу рецепт в максимальном сокращении личных контактов гражданина и госслужащего. Примером может служить сокращение таких контактов в системе ГИБДД. С внедрением электронных сервисов в ФНС проблема коррупционного поведения сотрудников налоговой службы за последние несколько лет практически снята.

Серьезным и важным моментом представляется борьба с коррупционными проявлениями на муниципальном уровне. В числе прочего, представляется необходимым повышение гражданской активности в муниципалитетах, активный контроль муниципальных контрактов и закупок со стороны граждан.


 

— Возможно ли взаимодействие граждан с активной гражданской позицией и государственных служащих для снижения уровня коррупции на госслужбе? В каком формате?

 

Безусловно, возможно. Считаю, что эффективная система гражданского участия в процессе противодействия коррупции может быть выстроена в рамках общественного контроля. В 2014 году принят Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» — базовый для становления институтов общественного контроля. Усилия законодателя должны быть направлены на дальнейшее развитие сферы общественного контроля, формирование его методологической и методической основы. Активная деятельность субъектов общественного контроля — общественных палат и общественных советов все уровней — будет напрямую способствовать снижению уровня коррупции, исчезновению из повседневной практики целого ряда коррупциогенных факторов.

При всем несовершенстве ФЗ-212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», он дает возможность общественности проводить мероприятия антикоррупционной направленности, обеспечивая прямое участие населения в процессе борьбы с коррупцией на всех уровнях. В Общественной палате России мной и моими коллегами была подготовлена Памятка «Осуществление общественного контроля в рамках противодействия коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления» для использования в деятельности членов Общественных палат всех уровней. В том числе Памятка включает в себя извлечения из положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных преступлений (в зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность виновных). Считая этот документ хорошей иллюстрацией к вопросу о состоянии борьбы с коррупцией в России на сегодняшний день, и рекомендую его к ознакомлению.