• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Проектно-учебная лаборатория антикоррупционной политикиНовостиРазговор с исследователем коррупции: Любовь Андреева о способах повышения эффективности реализации антикоррупционного законодательства на муниципальном уровне

Новости

Разговор с исследователем коррупции: Любовь Андреева о способах повышения эффективности реализации антикоррупционного законодательства на муниципальном уровне

О проблемах в сфере реализации антикоррупционных мер на муниципальном уровне, способах их решения, конфликте интересов мы поговорили с кандидатом юридических наук, старшим преподавателем Новгородского филиала негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования Современной гуманитарной академией, действительным государственным советником Российской Федерации 3 класса Андреевой Любовью Александровной.


— Какие существуют проблемы реализации антикоррупционного законодательства на муниципальном уровне?

—  На муниципальном уровне проблемы по реализации антикоррупционного законодательства отличаются от проблем государственного уровня. В частности, это связано с правовым положением муниципального служащего, имеющего больший объем дозволений. Можно выделить следующие основные проблемы:

Во-первых, недостаточно систематизированы нормативные акты органов местного самоуправления, отсутствует система проведения сплошной экспертизы на коррупциогенность, роль и значение мониторинга ярко не выражена. В связи с предложением об исключении из Уставов муниципальных образований раздела о муниципальной службе, создается опасность в подзаконных актах, имеющих меньшую юридическую силу, нивелировать условия противодействия коррупции на муниципальном уровне.

Во-вторых, стоит отметить, что особое место местного самоуправления в системе органов власти и соотношение полномочий органов представительной и исполнительной власти в муниципальных образованиях привели к дублированию полномочий и подмене функций публичных органов и должностных лиц (глав муниципальных образований, глав администраций муниципальных образований).

В-третьих, неурегулированность отношений муниципальных образований различных уровней (городских округов, сельских поселений) приводит к бесконтрольному процессу делегирования полномочий и бюджетных средств, как от сельских поселений, так и, наоборот, от районных муниципалитетов. Также происходит заключение множества публичных и частных договоров и регулирование процесса передачи полномочий органами государственной власти местному самоуправлению (например, указание о «части полномочий»).

В-четвертых, происходит дублирование нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции представительными органами местного самоуправления, а потом главами муниципальных образований (главами администраций) этих же муниципалитетов.

И, наконец, в-пятых, стоит отметить слабо развитую систему контрольных органов местного самоуправления, отсутствие полномочий контрольных органов (счетных комиссий, счетных палат) по применению законодательства по противодействию коррупции.

 

Почему проблематично урегулирование конфликта интересов на практике?

— Можно говорить о ряде причин, способствующих затруднениям в сфере реализации процесса по урегулированию конфликта интересов. Это и отсутствие прописанного в нормативном акте порядка урегулирования конфликта интересов, и существование не факта, а лишь предположения «о возможном конфликте интересов». Также это отсутствие опыта разрешения процедурных вопросов в комиссии по урегулированию конфликта интересов и отсутствие самих формуляров, способствующих унификации ситуаций по конфликту интересов и вариантов его разрешения.

Кроме того, многие муниципальные образования подменяют нормативные акты, определяющие конфликт интересов и способы его разрешения, различными «памятками», «правилами», «кодексами этики муниципального служащего», которые не могут быть отнесены к правовым актам и легко оспоримы.

Какие меры необходимо принять по противодействию коррупции на муниципальном уровне?

Для предотвращения коррупции на муниципальном уровне можно выделить три основных действенных положения:

  • Сохранение в уставах муниципальных образований раздел о муниципальной службе;
  • Принятие ряда нормативных актов представительных органов местного самоуправления: о муниципальном контроле, о порядке сообщения о конфликте интересов и о подарках (установив пределы подношений в течение календарного года); установление запрета на «деловые гостеприимства» и иные формы коллективного досуга муниципальных служащих; обеспечение использования полиграфа при установлении конфликта интересов либо возможного конфликта интересов;
  • Введение понятия «публичное лицо», включающее как муниципального служащего, так и выборных должностных лиц (представительного и исполнительного) органов муниципалитетов.

 

­Чем является коррупция, на Ваш взгляд?

— Коррупция – это криминологическое явление, проявляющееся в различных сферах жизни (имеющее конкретное определение как квалифицирующий признак в уголовном, административном и гражданском законодательстве).

Какие ближайшие публикации/исследования планируется у Вас в сфере антикоррупции?

— Исследования, а затем и публикации: о противодействии коррупции в бюджетно-финансовой сфере местного самоуправления, о противодействии коррупции в сфере оказания муниципальных услуг (многофункциональных центров либо системы «одного окна»), о противодействии коррупции в системе жилищно-коммунального хозяйства.