• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Отчет с Летней школы антикоррупционной политики ПУЛ АП 2016

8 июля завершилась пятая летняя школа ПУЛ АП, темой которой стала европейская практика противодействия коррупции. 26 студентов в течение пяти дней слушали лекции российских и международных специалистов и экспертов в области антикоррупции. Лекторы рассказывали о опыте борьбы с коррупцией в Европейских странах, о том, как самостоятельно провести антикоррупционное расследование, выявлять конфликт интересов, о взаимосвязи коррупции с политическими режимами, декларировании сведений о доходах и имуществе публичных должностных лиц и многом другом.

«Коррупция и демократия»

Юлий Анатольевич Нисневич, профессор, ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ

 

 

Лекция профессора Юлия Нисневича была посвящена проблемам взаимосвязи коррупции и различных политических режимов.

Юлий Анатольевич рассказал о двух основных определяющих факторах политических режимов: конкуренции и коррупции. В тех странах, где развита социальная, политическая и информационная конкуренция, политическим режимом является демократия («Сама суть демократии заключается в конкуренции политических сил, имеющих противоположные интересы» - Адам Пшеворский).

В других государствах, в которых власть способствует подавлению конкуренции, на первый план в качестве основы функционирования государства неизбежно выходит коррупция.

Коррупция присутствует всегда, даже при демократическом режиме. Но, в отличие от других политических режимов, демократия стремится подавить коррупцию.

Кроме того, Юлий Анатольевич отметил, что для авторитарных стран характерны два основных механизма осуществления правящей социальной группой своей власти: коррупция и принуждение.

Если посмотреть на современный земной шар, то из 193 существующих в мире суверенных государств около 70 являются недемократическими (в основу классификации положен критерий свободных выборов). Из этих 70 авторитарных государств следует отбросить 16 стран с нестабильной политической обстановкой, для которых характерна частая смена политических режимов. Оставшиеся 54 государства можно поделить на четыре большие группы: государства с коммунистическими режимами, авторитарные монархии, государства с постколониальной диктатурой, а также неоавторитарные государства, в которые входят страны постсоветского пространства и некоторые страны Африки.

 

Ознакомиться с научными статьями Юлия Анатольевича можно по ссылке.

 Презентация Коррупция как фактор снижения конкурентоспособности (PPT, 604 Кб)

 

 

 Презентация Коррупция как мировая проблема (PPT, 324 Кб)

 

 Презентация Политика и Коррупция (PPT, 1.98 Мб)

 

 Презентация Авторитаризм и коррупция (PPT, 1.06 Мб)

 

 

«Противодействие коррупции и отмыванию преступных доходов: новые тренды»

Илья Шуманов, заместитель генерального директора Центра Антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р»

 

 

Илья Вячеславович начал свою лекцию с определения понятия преступных доходов и отмывания денег. Под отмыванием денег понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления.

Самой крупной организацией, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также анализом схем и моделей отмывания денег, является межправительственная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).  

ФАТФ выделяет три стадии отмывания денег: размещение, сокрытие и внедрение.


Затем лектор рассказал о главных признаках легализации преступных доходов, к которым относятся:

  • Покупка большого числа банковских чеков, ценных бумаг, осуществление большого количества денежных переводов;
  • Осуществление различных операций с имуществом лицом, которое ранее никогда не занималось этим бизнесом;
  • Использование финансистов-профессионалов и их подставных счетов для скупки акций и собственности по поручению подозреваемых преступников;
  • Наличие лиц, совершающих банковские переводы в, из или через транзитные страны, известные закрытостью банковского законодательства;
  • Использование подпольных банковских систем, таких как «хавала» (Индия), «фей чьен» (Китай) и «хунди» (Пакистан);
  • Наличие индивидуальных или корпоративных счетов, используемых не для деловых операций, а в качестве временного хранилища криминальных денег;
  • Использование большого количества пунктов обмена валюты для конвертации значительных сумм наличности;
  • Многочисленные вклады, несоизмеримые с типом бизнеса, которым занимается вкладчик, а также значительное количество переводов денег со счета на счет;
  • Использование множества «текущих» вкладов, что позволяет снимать с них наличные деньги без декларирования (для России этот уровень — $10000);
  • Переводы через специализированные «компании по обслуживанию денег» больших денежных сумм за рубеж;
  • Организация подставных компаний и «фирм-однодневок», имеющих разветвленную зарубежную сеть филиалов и банковских счетов.

 

Кроме того, Илья Вячеславович рассказал о российском законодательстве, регулирующем вопросы противодействия отмыванию незаконно полученных денег, а также об органах РФ, ответственных за контроль в этой сфере. Подробнее узнать о противодействии отмыванию преступных доходов можно из презентации лектора.

В течение оставшегося времени участникам Летней школы подробно рассказывали о наиболее распространенных способах отмывания преступных доходов, приводя примеры (кейсы) мирового опыта борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем:

  • Наличностью (Вьетнамские авиалинии);
  • Через Кредитные организации (Мастер банк);
  • Организация подставных компаний, работающих с наличностью (Наркокартель Кали);
  • Золото /драгоценные камни;
  • Виртуальная валюта;
  • Смурфинг.

 

Презентация



«Как проводилось панамское расследование в России»

Роман Анин, журналист, специальный корреспондент отдела расследований «Новой газеты»

 

Роман Анин рассказал участникам Летней школы о работе журналистов с документами панамской фирмы Mossack Fonseca, переданными немецкой газете Süddeutsche Zeitung неизвестным источником.

 

400 журналистов из 77 государств около года работали с архивами, которые содержали в себе информацию об оффшорных фирмах, связанных с именами мировых лидеров, а также их ближайшего окружения, политиков, чиновников и других известных публичных лиц.

По словам Романа, главным опасением рабочей расследовательской группы была вероятность наличия хотя бы 1% ложной информации в общем массиве документов. Именно поэтому вся информация не только оцифровывалась и переводилась в единую базу данных, но и тщательно изучалась и проверялась. Была создана единая платформа, на которой все журналисты могли общаться,  делиться новыми обнаружениями, помогать друг другу в расследовании.

Работа по расшифровки панамского архива является примером настоящей журналистики XXI века, когда информационные технологии позволили обеспечить слаженную работу огромного количества специалистов со всего мира, а общая идея по проведению глобального расследования вывода незаконно нажитых средств в оффшорные структуры перевесила присущую журналистике конкуренцию.

Расследование в России вели журналисты Роман Анин, Олеся Шмагун и Дмитрий Великовский.

 

«Расследовательская журналистика и противодействие коррупции»

Андрей Сошников, журналист BBC Russia

 

Андрей Сошников, журналист BBC Russia, выступил на Школе с лекцией «Расследовательская журналистика и противодействие коррупции», рассказав слушателям о способах поиска информации в интернете по фотографии, поиска удаленной информации, защиты анонимности в сети. Андрей показал приложения, которыми пользуется при поиске информации  для своих сетей, такие как, например, расширение для входа на сайты, запрещенные в России, приложение FindFace для поиска респондентов в социальной сети ВКонтакте по фотографии, расширения для архивирования интернет страниц и прочие.

 

«Новые европейские инициативы по противодействию коррупции»

Рэйчел Дэвис (Rachel Davies), руководитель отдела Активизма и исследований британского отделения TI (Transparency International UK)

 

 

В ходе своей лекции Рэйчел Дэвис осветила основные проблемы коррупции в Великобритании и роль британского отделения TI в борьбе с ней. Согласно Барометру мировой коррупции 69% граждан Великобритании считают СМИ одним из наиболее коррумпированных институтов. Особое внимание при исследовании проблем коррупции в Великобритании отдается парламенту, политическим партиям, спорту и тюремным учреждениям. Несмотря на достаточно хорошие законы в области противодействия коррупции, в антикоррупционном законодательстве Великобритании сохраняются некоторые пробелы, которые касаются следующих видов коррупционного поведения: торговля влиянием, непотизм, злоупотребления полномочиями и отмывание денег.

В качестве примера лектор привела элитную недвижимость в Лондоне. Престижный район города пустует, недвижимость скуплена, но в ней никто не живет, что, скорее всего, говорит в пользу того, что она является средством для отмывания денег полученных преступным путем. Другим  примером послужило получение большого количества так называемых «золотых виз», которые можно получить при инвестициях крупных сумм.  До введения закона, обязывающего раскрывать информацию о происхождении данных сумм, количество полученных «золотых виз» во много раз превосходило количество после введения закона.

Следующей проблемой являются оффшорные компании, зарегистрированные на Каймановых и Виргинских островах, которые также часто используются в качестве инструмента для отмывания денег.

67% британцев считают политические партии подвержены коррупции; 90% верят, что правительство Великобритании действуют в интересах узкой группы лиц (проблема контроля за лоббизмом также остро стоит в стране: около 2 миллиардов фунтов тратится ежегодно на лоббизм, 3,4 миллиарда - сумма, которую 73 члена парламента получили за их консультативную роль в 2014-2015 годах, 432 миллиона были получены политическими партиями в 2001-2010 годах от единственного жертвователя, где сумма пожертвования превышала 100 тысяч фунтов, а в качестве жертвователя выступали торговые союзы, компании и частные лица, при этом нет никакой финансовой прозрачности). Британское отделение TI является одним из проводников прозрачности в обозначенных выше сферах.

 Rachel Davies Moscow presentation on UK anticorruption (PPTX, 33.33 Мб)

 

 

«Цифровая безопасность: как защитить себя при проведении расследований» / «Поиск финансовой информации по государственным проектам на примере Олимпиады в Сочи»

Артем Торчинский, менеджер проектов Фонда борьбы с коррупцией

 

 

В первой части лекции были освещены основные вопросы безопасности при проведении расследований. Лектор выделил следующие основные правила безопасности:

  • не использовать в качестве электронной почты российские платформы (такие, как yandex.ru, mail.ru),отдавая предпочтения gmail.com, но при этом обязательно использовать двухэтапную аутентификацию;
  • отключать телефон при важных встречах, поскольку установить прослушку на нем очень просто (не просто отключить, но и вытащить батарею);
  • на мобильном телефоне нужно использовать сложный пароль, желательно шифрование карты памяти. Кроме этого, даже при включенном телефоне очень легко отслеживать ваше местоположение, посему, если вы не желаете, чтобы кто-то мог знать, где вы находитесь, нужно проводить ту же процедуру, что и при важных встречах (оптимальное решение: apple 5s и старше, без копии в iCloud/ дорогое решение: blackberry c иностранным номером);
  • в качестве операционной системы ПК Windows не рекомендуется, есть backdoor для спецслужб, Linux/Unix/Ubuntu является решением для квалифицированных пользователей, а вот MacOS – для всех. Но не стоит забывать о включении шифрования диска, в качестве браузера стоит использовать – Google Chrome, не стоит также забывать об антивирусах.

 

Во второй части лекции Артем Торчинский рассказал о расследовании, целью которого было оценить реальную стоимость Олимпиады в Сочи. Дело в том, что  цифры, называемые в медийном пространстве (например, заявление Путина – 214 млрд. рублей  (Ведомости, 24 января 2014) сильно отличались от реальных вложений бюджетных средств.

Так, по расчетам расследователей, на Олимпиаду было потрачено более 1 500 млрд. рублей, из которых: 822 млрд. рублей из федерального бюджета; 342 млрд. рублей от государственных компаний; 249 млрд. рублей кредитов ГК ВнешЭкономБанк; 33 млрд. рублей из бюджета Краснодарского края и 54 млрд. рублей от частных инвесторов.

 

 

 Основы безопасности (PPTX, 933 Кб)

 

 

 2014_02_01-Стоимость_Олипиады (PPTX, 54 Кб)

 

 

«Опыт Балтии в противодействии коррупции»

Сергей Муравьев (Sergejus Muravjovas) – руководитель отделения TI в Литве (Transparency International Lietuvos skyrius), преподаватель Международной школы бизнеса в Вильнюсе, основатель и руководитель Летней школы Transparency International в Вильнюсе

 

“После короткого знакомства с аудиторией и ответа на вопрос об ожиданиях каждого от лекции, мы поймем, на какие вопросы можно получить ответы, какие менее важны, какие более, ведь главный вопрос в борьбе с коррупцией - это вопрос о приоритетах”, - так начал свою лекцию Сергей Муравьев.

Несмотря на то, что страны Балтии входят в страны постсоветского пространства, борьба с коррупцией в них кажется менее сложной во многом благодаря сравнительно меньшей площади территории страны, количества населения и близости к ЕС. Поэтому точка отсчета для перемен различна. Новшества имеют возможность быть внедренными быстрее. В том числе движение в сторону ЕС способствовало внедрению антикоррупционного законодательства.

Однако такое поспешное внедрение принесло две проблемы:

Во-первых, разработанные в спешке антикоррупционные законы не имели хозяина, они были приняты на бумаге. Например, закон о лоббистах: определение лоббизма не обширное, поэтому официально зарегистрированных лоббистов всего 3-4. Только сейчас пришло осознание того, что реально действующее законодательство о контроле лоббизма очень полезно для политической конкуренции, а общество может от этого только выиграть.

Во-вторых, законы продолжают иметь низкое практическое применение. Мелкая коррупция, взяточничество в полиции, здравоохранении, в муниципалитетах – на низовом уровне - лишь сейчас начинается разговор о политической коррупции. “Естественно когда в начале 2000-х тебя подталкивали, а затем начались самостоятельные шаги, многие законы не использовались на деле,” – отметил лектор. Закон о госзакупах не использовался, подвергся многим доработкам, затем темп спал.

К ключевым изменениям последних лет можно отнести:

  • победу в  дискуссии “Коррупция – это хорошо или плохо? Прозрачность хорошо или плохо?” Сами политики стали вести себя скромнее, общественное мнение стало иметь значение. Существуют социальные санкции, к которым политики относятся серьезно;
  • литовское общество в целом устало от бездействия законов, и “наши политики и госслужащие стали осознавать, что нерабочие законы более оставаться нерабочими не могут”. В этом сыграло роль и гражданское общество (в том числе и ТI Литва).

 

Кроме того теперь каждые три года в Литве проводится социологический опрос населения о восприятии и коррупционных практиках, таким образом с 2001 года у политиков, госслужащих и населения в руках появилась возможность отслеживать все перемены и измерить результат.

Также стоит отметить, что произошедший перелом в антикоррупционной деятельности внутри страны во многом стал возможен благодаря деятельности отдельных политиков и представителей гражданского общества.

 

«Роль гражданского общества в противодействии коррупции. Международный опыт»

Анна Баталина, аналитик ПУЛ АП НИУ ВШЭ Санкт-Петербург

 

 

На лекции был рассмотрен опыт ряда европейских стран по противодействию коррупции. Акцент был сделан на положительном опыте, но и отрицательный  опыт, имеющий особую ценность, был также рассмотрен.

Одной из главных задач было выяснить, как сделать так, чтобы коррупция стала не выгодна. Какие должны приниматься меры, чтобы чиновник понимал, что беря взятку, он теряет больше, чем приобретает.

Если мы говорим о скандинавских странах, с длительной антикоррупционной культурой, то там общественное мнение настолько сильно, что даже, если складывается ситуация, при которой возможен риск коррупции, чиновники и парламентарии предпочитают самостоятельно принимать меры по ее разрешению, чтобы “не потерять лицо” и доверие избирателей. Например, в Швеции «институт против взяток» был создан еще в 1923 году, поэтому сегодня любая публикация в СМИ, где говорится о коррупции, вызывает волнение общественности и является поводом для начала расследования.

В Дании после принятия в 2002 году закона, обязывающего чиновников декларировать доходы, все члены парламента были вынуждены продать акции в зарубежных кампаниях, чтобы гарантировать, что их деятельность не будет осуществляться в интересах этих компаний.

Если единственной целью, ради которой в стране принимается антикоррупционное законодательство, является желание вступить в ЕС, то меры обречены на провал. Так случилось, например, в Румынии. Там были приняты прекрасные законы, но так как  не была проведена работа с гражданами, они искренне не понимали, что это за меры и для чего они принимаются, поэтому, в итоге, они не сработали.

В отличие от Румынии, Польша наоборот пошла по пути снизу вверх. Были проведены масштабные исследования, после которых в СМИ активно обсуждались проблемы коррупции. И когда у граждан появился запрос, когда они начали требовать проведения мер по изменению ситуации, тогда сверху были предложено меры, благодаря которым удалось значительно сократить коррупцию в здравоохранении.

Также было рассмотрено еще множество интересных кейсов из европейского опыта. Слушатели активно интересовались вопросами: что может сделать рядовой гражданин в изменения ситуации, и какие у него есть гарантии безопасности. В итоге лекция получилось очень плодотворной, несмотря на то, что она завершала тяжелый и насыщенный рабочий день.

«Национальный план по противодействию коррупции в России и перспективы его реализации»

Елена Панфилова, вице-президент международной организации Transparency International

 

 

Елена Панфилова в ходе своей лекции рассказала об основных принципах построения национальных планов по противодействию коррупции и более подробно остановилась на принимаемых с 2008 года национальных планах РФ. Составными элементами любого плана являются три блока:

-предотвращение;

-преследование;

-образование.

Но перед разработкой любого антикоррупционного плана необходимо проводить глубокое исследование проблем коррупции в данной стране, поскольку универсальных инструментов по борьбе с коррупцией также как и планов не существуют.

 

«Декларирование доходов и имущества как инструмент противодействия коррупции»

Андрей Жвирблис, руководитель проекта «Декларатор» Центра Антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р»

 

 

Андрей Жвирблис начал свое выступление с рассказа о том, что такое декларация о доходах и имуществе публичного должностного лица, какую информацию содержит в себе такой документ, кто обязан подавать декларации, кто контролирует сроки подачи деклараций и проверяет указанные в них данные, а также какую антикоррупционную роль играет сама система декларирования доходов и имущества.

Среди главных недостатков, существующих в системе подачи сведений о доходе и имуществе российских чиновников, лектор выделил следующие: узкая номенклатура декларируемого имущества, закрытость основной информации, недостаток информации об имуществе и разнородность законодательной базы системы декларирования. Кроме того до сих пор не существует единой базы данных деклараций, единого формата документа и четких требований по длительности хранения документа в интернете.

Следующая часть лекции была посвящена проекту Трансперенси Интернешнл-Р «Декларатор». В рамках проекта «Декларатор» агрегируются сведения о доходах и имуществе, ежегодно подаваемые госслужащими. Сегодня в единой базе «Декларатора» собрана информация о доходах, недвижимости и транспортных средствах, принадлежащих более чем 20 тысячам российских чиновников и депутатов. Проект создан в 2011 году.

Благодаря проекту каждый гражданин может легко узнать, сколько заработал и чем владеет тот или иной представитель власти, и сравнить, как менялось его благосостояние за время нахождения на госслужбе.

 

 Жвирблис Андрей Декларации (PPTX, 4.74 Мб)

 

 

«Европейские конвенции и инструменты по противодействию коррупции»

КарлДолан (Carl Dolan), руководитель Transparency International EU​ в Брюсселе

 

 

Карл Долан рассказал об основных направлениях деятельности по борьбе с коррупцией в институтах ЕС. Поскольку уровень доверия к основным институтам управления (Европейский совет, Комиссия, парламент и Совет министров) находится на низком уровне (70% населения ЕС считают, что эти институты подвержены коррупции и 52% не верят, что европейские институты могут помочь в борьбе с коррупцией), а ежегодный бюджет составляет порядка 140 миллиардов евро, то основными направлениями в области противодействия коррупцией стали:

  • борьба с конфликтом интересов;
  • контроль за лоббизмом;
  • неравный доступ к принятию решений;
  • эффект “вращающихся дверей”.

Кроме этого лектор отметил, что перед ЕС стоит проблема бедного законодательства в области защиты заявителей о коррупции.

Среди инструментов, которые находятся в распоряжении у TI Евросоюза, лектор выделил, во-первых, разработку рекомендаций, во-вторых, ежегодные мониторинги, и, наконец, в-третьих, продвижений общих идей прозрачности и подотчетности.

 Carl Dolan 2016-07-07 Moscow (PPTX, 13.11 Мб)

 

 

«Декларирование конфликта интересов и выявление конфликта интересов как инструмент противодействия коррупции»

Илья Шуманов, заместитель генерального директора Центра Антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р»


Илья Шуманов рассказал аудитории о том, как именно можно самостоятельно заниматься выявлением конфликта интересов в государственных структурах, а так же о том, почему это важно и полезно для общества.

 

Выявление конфликта интересов стоит начинать с фиксирования подозрения через анализ баз данных, либо через сообщение заявителя или СМИ. Следующей стадией является подтверждение подозрений: необходимо перепроверить информацию в не менее чем трех источниках. Затем надо зафиксировать конфликт интересов: сформулировать юридическое обоснование и получить подтверждение совершенных действий. Следующий этап – предание гласности ситуации. Стоит направить обращение в надзорный орган, заручиться медийной поддержкой, и контролировать сроки рассмотрения обращения и содержательную часть полученного ответа. Следует быть настойчивым и направлять повторные обращения/обжалования при предоставлении неполной информации.

 

Не стоит забывать о том, что хотя бы один успешный случай выявления вами конфликта интересов достаточно, чтобы вы сами поверили в эффективность ваших действий. При этом, достаточно одного неуспешного, чтобы вы перестали заниматься ими навсегда.

 Prezi (EXE, 115 Кб)

 

Сами студенты, работая в группах, подготовили и презентовали проекты, посвященные проблемам лоббизма, защиты заявителя о коррупции, а также возврату незаконно нажитых активов. Разработанные рекоммендации будут предложены в качестве предложений для включения в новый Национальный план противодействия коррупции.

Мы благодарим участников Летней школы, остаемся на связи и надеемся на встречи на наших новых мероприятиях!