• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет с Дискуссионного клуба ПУЛ АП “Как общаться с полицейскими?”


В прошлый четверг, 26 января, в Дискуссионном Клубе состоялась очередная встреча. Дмитрий Егошин, правозащитник из «Общественного вердикта» и Дмитрий Утукин, старший юрист «Трансперенси Интернешнл-Россия» обстоятельно и с примерами рассказали, чего ждать и как себя вести при встрече с полицейским.


Для начала Дмитрий Утукин обратился к аудитории с вопросом: "Зачем нужна полиция?". Гости Дискуссионного Клуба называли в числе целей защиту правопорядка, контроль порядка на массовых мероприятиях, защиту граждан и их имущества. Формулировка закона "О полиции" звучит немного иначе, но это и не важно. Важно то, что полицейский на службе не всегда исходит из этих целей. К сожалению, чаще всего он думает о том, как исполнить план (или хотя бы не испортить статистику) и успеть заполнить обязательные документы. Кроме того, структура МВД — это огромный бюрократический аппарат, чьи многочисленные подразделения плохо скоординированы.


Результат — сотрудники полиции вместо защиты прав и свобод граждан имеют иные цели, которые нужно учитывать при любых контактах. Какие именно — зависит от подразделения, в котором трудится полицейский.


Дмитрий Егошин отметил, что многие думают так: если я добропорядочный гражданин, то и полицейские ко мне претензий не имеют, так зачем мне знать свои права? Увы, подобный подход приводит к тому, что когда встреча все-таки происходит, неподготовленный человек растерян и совершает опасные ошибки, которые потом может быть сложно исправить.


Не все полицейские одинаковы

Дмитрий Утукин перечислил основные виды подразделений МВД, с представителями которых можно столкнуться.В их числе — участковый уполномоченный полиции (УУП), инспектор дорожно-патрульной службы (ДПС), сотрудник патрульно-постовой службы (ППС), оперативник и следователь.


Участковый уполномоченный полиции работает в районном отделении полиции и обслуживает определенную небольшую территорию. Он собирает информацию о жителях вверенного ему участка, проводит профилактические беседы. Чаще всего общается он с ранее судимыми, дебоширами, пьяницами, а также "серийными жалобщиками". У обычного человека шансы встретить участкового минимальны — разве что он придет познакомиться. К участковому уполномоченному вы можете обратиться и сами с мелкими бытовыми неприятностями - угнали велосипед, у соседа по ночам громко играет музыка и т.д. Правда, не стоит рассчитывать на содействие и немедленное решение проблемы. Стоит помнить, что по большинству заявлений уголовные дела не возбуждаются. Тем не менее, даже в этом случае полицейскому нужно заполнить материалы проверки и постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, чаще всего это делается от руки, каждый комплект документов — листов 20 бумаги.


Участковый завален тяжелой и муторной работой, часто совмещает несколько участков. Служба его не престижна, и уйти с нее в другие подразделения, например в криминальную полицию, сложно. Вообще-то опытный участковый — это ценный кадр, он много знает о своей территории и может помочь оперативникам. Но реально на таких позициях работают молодые и неопытные ребята. В целом, участковый — это самый безобидный тип полицейского.


Сотрудников патрульно-постовой службы часто можно встретить в метро или рядом. У них есть маршрут патрулирования, их задача — обеспечивать порядок на маршруте. Обычно в ППС работают молодые сотрудники, сразу после армии, часто не исеющие офицерского звания, с минимальными знаниями. Они могут предъявлять требования о проверке документов, попросить проехать в отделение. ППСник по роду службы не заинтересован составлять протоколы о нарушении миграционного законодательства. Если он намекает вам, что у вас нет регистрации и это плохо — скорее всего, он хочет от вас денег.

Задачи сотрудников дорожно-патрульной службы — проверка документов и транспортных средств, они тоже могут доставить вас в отделение, если вы совершаете противоправные действия.


Составить протокол о нарушении ПДД может только участковый или сотрудник ДПС. ППСник или инспектор по делам несовершеннолетних — не уполномочен!


Оперативные уполномоченные уголовного розыска, ОБЭП или других подразделений собирают информацию для раскрытия преступлений. Оперативник может задерживать, досматривать и допрашивать, но не может проводить проверку, расследовать и возбуждать уголовные дела. Этим занимается следователь.


Следователи МВД проводят проверки и расследуют бытовые преступления (кражи, грабежи, разбои). Тяжкими преступлениями занимаются следователи Следственного комитета, а делами о шпионаже и госизмене — следователи ФСБ.


Дмитрий Утукин рассуждает: «Почему так распространены пытки? Дело во многом в отсутствии контроля со стороны Следственного комитета. Следователю СК невыгодно расследовать дело о превышении служебных полномочий против своих коллег-оперативников. Именно оперативник приносит следователю информацию, они работают в тесной связке, часто даже работают в одном здании. Коллеги посаженного оперативника могут и обидеться, и кто же тогда будет давать следователю информацию?»


Дмитрий Егошин отметил, что самые «пыточные» — это оперативники, потому что им нужно добыть информацию, а пытки — это самый простой способ. Избить, чтобы получить явку с повинной даже от невиновного, а потом собрать доказательства в пользу этой версии — к сожалению, достаточно распространенная ситуация.


Как общаться с сотрудниками полиции?

Важно: не правоцируйте недоверие и агрессию. Доказать, что вы сопротивлялись законным требованиям полицейского или оскорбили его легко. Обжаловать действия полицейского против вас — сложно и долго, а сломанные кости могут и не срастись.

Что, если полицейский просит вас показать содержимое карманов? Формально это не досмотр, это просьба, и вы можете отказаться. Но вот стоит ли? Отказ вызовет у полицейского подозрения и может спровоцировать на иные малоприятные действия.

Досмотр — это процедура, которая проводится в присутствии двух понятых при наличии или подозрении в наличии у гражданина оружия или боеприпасов.


По итогам досмотра должен быть составлен протокол. Обязательно ознакомьтесь с протоколом. Если у вас изъяли что-то, кроме того, что вписано в протокол, вы вправе дописать это.


Проверка документов проводится, если есть подозрение, что гражданин совершил преступление или находится в розыске, иными словами, есть ориентировка. Проблема в том, что описание внешности в ориентировке не слишком подробное, и любой лысый человек будет объектом интереса, если в ориентировке написано «лысый». Еще одна потенциальная причина — есть основание возбудить дело об административном правонарушении.

Вы можете спросить цель проверки, и полицейский будет обязан ответить. А вот спорить не рекомендуется — это можно легко трактовать как оскорбление сотрудника полиции. Уголовное дело по статье 319 возбудится быстро, так как процедура отработана.

Удостоверением личности является только паспорт (общегражданский или загранпаспорт), временное удостоверение личности или удостоверение личности военнослужащего (не путать с военным билетом). Само по себе отсутствие удостоверения личности не является нарушением, но может стать поводом для доставки в отделение для выяснения личности. Если ничего из перечисленного нет, может пригодиться студенческий билет или любой другой документ, даже справка от врача. Помните, что паспорт лучше не передавать никому в руки. Единственным случаем, когда у вас могут изъять паспорт в отделении — при задержании и составлении протокола об административном правонарушении.

Если полицейский пытается отобрать у вас паспорт, вежливо напомните, что в паспорте написано, что гражданин обязан его беречь.

Проверка регистрации — больная тема, на которую у аудитории было много вопросов.

Важно запомнить, что только сотрудникам ФМС (теперь — Главного управления по вопросам миграции МВД) интересны нарушения миграционного порядка и только они могут составлять об этом протокол. На них же лежит и обязанность доказать наличие нарушения.

Полицейский имеет право применить физическую силу, оружие или спецсредства, но предварительно он обязан предупредить и объяснить, что он собирается сделать и почему. Может ли сотрудник полиции зайти к вам домой? Да, если есть основание полагать, что в помещении скрывается преступник или совершается преступление. В остальных случаях нужен ордер на обыск.


Можно ли не отвечать на вопросы?

Если вы потерпевший, свидетель, обвиняемый или подозреваемый, следователь обязан проинформировать вас о статусе и объяснить ваши права. С этого момента вы должны отвечать на вопросы, в противном случае вас могут привлечь по ст. 308 УК. Впрочем, обвиняемый/подозреваемый имеет право не давать показания против себя, супруга или супруги, а также близких родственников. В ходе допроса обязательно составляется протокол. Обязательно нужно проверить, что в нем все указано верно, если нет — внести свои замечания. Следует различать допрос и опрос. Допрос проводят в рамках уголовного дела, а опрос — при проверке. В последнем случае отвечать на вопросы вообще не обязательно.


Если полицейский зовет «просто пообщаться», можете отказаться. В любом случае, вам должна быть вручена повестка, а идти на встречу стоит с адвокатом. Чаще всего пытки случаются как раз в ходе такого добровольного «общения».

Что еще может заинтересовать полицейского?

  • Курение вне специально предназначенных для этого мест;
  • Пребывание в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте, например, в парке или на детской площадке может трактоваться как оскорбление человеческого достоинства и общественной нравственности. Это административное правонарушение, оно карается штрафом или административным арестом на 15 суток;
  • Драка или эмоциональное общение на улице — это хулиганство, проявление явного неуважения к обществу.

 

Как вести себя на митинге?

Точно не стоит быть пьяным, скрывать лицо (в том числе разрисовывать), приносить оружие, сопротивляться требованиям сотрудника полиции.


Задержали, что делать?

1. Сообщите близким;

2. Требуйте вашу копию протокола;

3. Внесите замечания в текст протокола, если необходимо;

4. Пользуйтесь правом на законного представителя. При этом услугами бесплатного защитника пользоваться не стоит, часто они в сговоре с сотрудниками полиции и вовсе не собираются отстаивать интересы задержанного.

Задержать могут максимум на три часа для выяснения личности, и на срок до 48 часов — если грозит уголовная ответственность или административный арест. Время отсчитывается с момента задержания. Превышение срока — это одно из самых распространенных нарушений.


В отделении задержанный имеет право на телефонный звонок каждые три часа и право на медицинскую помощь.


Не стоит угрожать или бахвалиться знакомством с кем-то важным. В отделении так себя ведет каждый второй, этим оперативников не удивишь, а вот разозлить можно.


Что делать, если в отделении нанесли побои?

Как только вас отпустят, вызывайте скорую и ждите на крыльце отделения полиции. Так у полицейских не будет оснований утверждать, что повреждения были получены где-то в другом месте.


Так почему же пытки и нелепые обвинительные приговоры — такое частое явление?

Нужна статистика раскрываемости: в этом году/квартале/месяце должно быть раскрыто больше дел, чем за аналогичный период прошлого года. Зачем нужна такая статистика? К сожалению, лучшей мотивации для полицейских пока в России не придумали.


Тем не менее, надо помнить, что каждый полицейский —  человек. Знать и отстаивать свои права нужно вежливо и корректно.

Прослушать полную аудиозапись разговора можно здесь: DK.MP3
.

Презентация спикеров: Как общаться с полицией.pdf