• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Рекомендации по внедрению принципов «открытого правительства» в Республике Казахстан


1 июня 2017 г. сотрудник Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики С.Н. Шевердяев принял участие в серии официальных мероприятий, организованных в Мажилисе и в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан, дал экспертное интервью ряду ведущих телеканалов Казахстана, обменялся опытом исследовательской работы с представителями профильных некоммерческих организаций

 

С 2015 г. в Казахстане реализуется институциональная реформа по созданию транспарентного и подотчетного государства согласно утвержденному Президентом Н. Назарбаевым Национальному плану «100 конкретных шагов». С.Н. Шевердяев провел всестороннюю оценку концепции, а также практики реализации целого рада ключевых нормативных актов, принятых в развитие этого Плана (прежде всего, Закона о доступе к информации, Закона об общественных советах, Закона о противодействии коррупции 2015 г.).

Среди базовых рекомендаций по внедрению принципов «открытого правительства» в Республике Казахстан в своем экспертном обзоре автор выделяет следующие:  

  1. Необходимо активизировать процесс вступления Казахстана в ряд международных организаций и инициатив в области доступа к информации. В частности, можно выделить Международную инициативу «Партнерство открытого правительства» (Open Government Partnership). Представляется, что для ускорения процесса вступления в организацию необходимо ввести в действие механизма декларирования активов чиновников. Это единственный критерий, наличие которого формально пока не хватает для того, чтобы иметь перспективу вступления в организацию;
  2. Следует скорректировать базовый подход в законодательстве о доступе к информации. В Законе о доступе должен быть четко проявлен принцип презумпции открытости информации. Сам Закон должен находится в координации с законодательством о различных видах тайн, которые должны быть скорректированы сообразно той же презумпции. Для тех же целей необходимо разработать закон о служебной тайне, предусмотрев в нем четкие критерии отнесения сведений к информации ограниченного доступа;
  3. Действующая Комиссия по вопросам доступа к информации при Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан институционально не приспособлена для того чтобы решать задачи активного продвижения в жизнь существа стратегии «открытого правительства», имея в виду не технологическую сторону информационного предложения на сайтах государственных органов или в централизованной системе государственных информационных ресурсов, а утверждение нового образа взаимодействия государства с одной стороны и граждан, гражданского общества с другой. Деятельность этой комиссии является принципиально важной для постановки практики особенно в первые годы реализации Закона о доступе к информации, поскольку необходимо крайне тщательно отслеживать случаи нарушения в предоставлении информации, выстраивать новые традиции функционирования открытого системы государственных органов. Поэтому данная комиссия должна быть органом с высоким политическим статусом и кругом реальных полномочий в области мониторинга практики, досудебного урегулирования, обращения в правоохранительные органы, подготовки проектов нормативных актов по предметам своего ведения;
  4. Инициатива создания системы общественных советов, возможно, и будет иметь какой-то продуктивный результат. Однако он, очевидно, не связан с утверждением идеологии «открытого правительства», скорее наоборот. Создавая инфраструктуру неких лояльных посредников между государственными органами и гражданским обществом, Закон об общественных советах делает общение менее прямым, более формализованным, опосредованным. В этом смысле более целесообразно было бы совершенствовать законодательные гарантии и правоприменительные механизмы реализации отдельных социально-политических прав граждан Казахстана;
  5. В отношении системы ресурсов «Открытого правительства», «Электронного правительства», сайтов органов власти Казахстана можно поддержать дальнейшую работу по совершенствованию их информационного наполнения. При этом можно было бы: 
  • сделать проще исходную логическую архитектуру (в т.ч. построить логическое дерево с единым списком гиперссылок на базовые ресурсы, а равно и поисковый сервис по государственным информационным ресурсам и электронным услугам);
  • обеспечить популяризацию ресурсов благодаря льготам и дополнительным возможностям для пользователей электронных услуг;
  • актуально преодоление цифрового разрыва по территории представления и охвату населения Республики Казахстан.