• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет с заседания ДК ПУЛ АП «Неудобные вопросы муниципальным депутатам»

15 ноября состоялось очередное заседание дискуссионного клуба ПУЛ АП. На неудобные вопросы о муниципальном управлении отвечали три московских муниципальных депутата – Илья Азар, Алексей Карнаухов и Алексей Мохов. Модератором дискуссии выступил журналист «Эха Москвы», выпускник НИУ ВШЭ Майкл Наки.

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ

Майкл Наки: Прошла первая эйфория. Не все ожидали, что выборы пройдут так: независимым депутатам удалось занять немало мест. Что стало понятно о работе муниципальных депутатов уже сейчас? Есть ли первые разочарования, какие появились проблемы?

Илья Азар (журналист «Новой газеты», депутат Совета депутатов района Хамовники): Итог говорит сам за себя. Несмотря на успехи правящей партии в разных районах, в центре Москвы всё получилось хорошо. Честно говоря, про разочарования не хочется говорить. Полномочий мало, если не сказать, что их вообще нет. Сейчас столкнулись с объективной реальностью: не избран председатель в нашем районе. По-прежнему сидит глава из «Единой России». Мы на администрацию района влияния не имеем, что довольно некомфортно. Хотя это весело. Много избралось тех, у кого нет большого опыта. Возможно пока рано обсуждать успехи или провалы, поскольку, по большому счету, прошло всего 2 месяца. Из места в карьер всё не изменится.

М.Н.: С чем связана невозможность выбрать нового председателя?

И.А.: За пределами центра людям из команды Гудкова и Каца порою сложно договариваться. Поскольку у нас район в центре Москвы, команды прошли полностью независимые. Но у нас всё равно противоречия по поводу выбора председателя, потому что нужно 2/3 голосов.

М.Н.: То есть, несмотря на то, что нет представителей власти, внутри всё равно не удаётся договориться?

И.А.: Да, но в каком-то смысле это нормально. Хоть это и мелкий уровень политики, тем не менее, надо договариваться. Это неловко выглядит, но реальность такова, это нормальный политический процесс.

Алексей Карнаухов (заместитель руководителя антикоррупционного центра партии «Яблоко», депутат Совета депутатов района Хамовники): У нас в Хамовниках существенных неожиданностей после избрания нет. 

Хотя, недавно, например, мы выяснили, зачем служебный автомобиль главе муниципального округа. А выяснилось это просто потрясающе – она сама призналась, что он нужен «для того, чтобы ловить уклонистов, чтобы тепленькими их ещё с утра брать, пока они спят». Собственно, для этого каждый год в районе закупали в аренду автомобиль за 1млн. 100тыс., в один год даже за 2 млн закупили, две закупки прошло.

Вот зачем служебный автомобиль главе округа? Мы стараемся анализировать бюджет, предполагаем, например, что лучше арендовать такси, для перевозок служебных документов: это обойдётся максимум в 100-200 тысяч в год, но никак не в миллион! В процессе выясняется, что многие расходы можно вообще сократить. Бывают и странные расходы: например, в администрации у нас есть юрист. При этом, муниципальные закупки отданы на аутсорсинг – ими занимается сторонняя компания. Это то, что мы можем изменить, даже не меняя главу округа! Достаточно ввести поправки в бюджет на новый год. Мы можем изменить систему и показать эффективную систему местного самоуправления европейского уровня. 

Муниципальный бюджет – это кошкины слёзы. В Хамовниках он составляет до 28 млн. рублей в год: из которых значительная часть – неизменяемые доходы, вроде пенсий бывшим муниципальным служащим, которые, при всем желании, не изменить. 

Недавно мы проанализировали, что в Москве из 125 округов за 3 года потратили 2 млрд. 200 млн., из которых 868 млн. пришлось на организацию праздников. Местное самоуправление ограничено в Москве, поэтому занимается праздниками, устраивает бесконечные кошкины именины. 

М.Н.: Получается, одно из основных направлений деятельности мундепа – экономия бюджетных средств. Есть ли ещё что-то?

А.К.: Местное самоуправление ограничено в решении вопросов местного значения. Тем не менее, от Москвы есть отдельные государственные полномочия. Так, мы принимаем капитальный ремонт. Муниципальный депутат может помогать восполнять пробелы других служб, как минимум, осуществлять мониторинг состояния домов. Система торгов на капремонт вообще запутана, они выведены из-под действующего законодательства о закупках, проходят в тени. 

Алексей Мохов (муниципальный депутат Красносельского района): Как только мы были избраны, весь прошлый аппарат: юрист, секретарь, бухгалтеры взяли и ушли, оставили нас ни с чем. Вся история муниципального собрания исчезла. А нужно было сдавать отчеты, документацию, поэтому нам пришлось всю неделю восстанавливать данные. 

Мне кажется, у муниципального собрания есть 3 цели. Во-первых, это фактическое исполнение полномочий, возложенное на совет: капремонт, праздники, улучшение структуры. Например, есть 3 вокзала, на них развит криминалитет. Мундеп может действовать как-то, решать проблему в рамках общественной деятельности. К примеру, глава района УВД каждый год сдает отчет, по сути, он подотчетен муниципальному собранию. Выстраивается диалог. Более того, мундеп – тоже представитель власти, с ним будут разговаривать о проблемах. В администрации и вовсе даже не знают от оппозиции ты избрался или от власти. 

Во-вторых, это деятельность политическая. У нас есть право законодательной инициативы: недавно мы отправили в Мосгордуму предложение по отмене «золотых парашютов» — выплат в размере десяти окладов для главы района, сложившей полномочия. У нас в районе это был бы миллион, а бюджет района – 15 млн., и эти деньги пришлось бы платить бывшей главе из Единой России. 

В-третьих, правозащита. К примеру, взять даже задержания оппозиционеров. Муниципальные депутаты присутствовали во многих районных ОВД. Полиция не готова разговаривать с обычными гражданами, но готова разговаривать с муниципальным депутатом. Также, они обязаны отвечать на депутатский запрос. Предоставлять отчёт раз в год, корректную информацию. 

 

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВЛАСТЯМИ

М.Н.: Осуществлялось ли на этапе выборов и сейчас противодействие со стороны власти?

И. А.: От кампании власть отстранилась и практически не вела её в Хамовниках. У них не было агитации, они «засушивали» явку. Это не сработало: как минимум потому, что нас всех зарегистрировали. На заседания к нам приходят довольно экзальтированные жители: не дают говорить, кричат. Вот последний раз 2-3 женщины просто не давали вести заседание, практически его срывали. Потом одна из них села в машину председателя совета из ЕР, и они вместе уехали. О чем-то это говорит.

М.Н.: А с председателем у вас какие отношения?

И. А.: Долгая история. Сначала она вела себя достаточно тихо, пока ещё было непонятно, кто будет следующим председателем. В Хамовниках нечетко прописана процедура смены председателя; во многих районах совмещен пост главы совета и главы района. На очередном заседании она села с важным видом и сидит. Спрашиваю её: «А вы чего здесь сидите?». Она говорит: «Ну я же главой осталась, я буду вести заседания». По-моему, ненормально, когда заседания ведет человек, который депутатом даже не является. В нашем случае – она просто глава района. Каждый раз мы выбираем нового главу, она вроде признает наше решение, но считает его нелегитимным. И продолжает сидеть. Преклонение перед властью у нас пустило корни. 

А.К.: В тот момент, когда я понес документы о выдвижении, как только я сказал вежливым работникам избиркома, что я из «Яблока», их взгляд изменился. Стали очень дотошно сверять все данные, смотреть каждую запятую, друг с другом шептались. Потом довольные подходят и говорят: «А у вас неточность в документах! У вас написано, что вы юрист! А в паспорте, внутри, в кармашке, во вкладыше, у вас удостоверение журналиста!». Ну да, я работаю в одном портале, но на общественных началах. 

К нам на каждое заседание приходит представитель прокуратуры. Приходится работать с чудовищной некомпетентностью: на первом заседании у нас были две кандидатуры председателя, а не одна, за что нас обвиняют в конфликте интересов, не разбираясь вообще в том, что это такое. Прокуратура также хочет, чтобы каждый проект нормативных правовых актов им предоставляли на антикоррупционную экспертизу, хотя по закону это не требуется. Возможно, из прокуратуры дана установка: нужно «прижать». 

А.М.: У нас ситуация по-другому выглядит. 

До выборов в Красносельском районе на собраниях по реновации управа убеждала жителей не противиться, голосовать. Однажды пришёл местный активист района, глава попросила тут же вывести его. Я это записываю, выкладываю в районный чат гудковских. Через 10 минут глава обращается ко мне: «А что это вы, Алексей, выкладываете?». Получается, в том чате на 10 человек кто-то тут же доложил ей. Потом со мной поближе познакомились, попытались настроить против депутата из КПРФ, активистов района. 

Когда мы уже стали кандидатами в депутаты, сталкивались с противодействием. Была пропаганда в пабликах против нас, был срыв плакатов от ГБУ «Жилищник», получается, власть пользовалась административным ресурсом. Во многом сыграло имя Ильи (Яшина – прим.). Но сейчас всё в пределах разумного.

Мы даже создали особые условия для 3 человек от Единой России, которые остались с нами в совете: предлагаем открыть ревизионную комиссию, чтобы они надзирали за нами, даже полномочия им выделили, но они туда не хотят идти. В целом, когда вопросы касаются благоустройства района, мы конструктивно с ними общаемся. Как только затрагиваются околополитические темы, начинаются разногласия. 

ВОПРОСЫ ИЗ ЗАЛА

После сессии вопросов от Майкла Наки, пошли вопросы от публики. Помимо спикеров за трибуной, в зале сидело ещё немало муниципальных депутатов. 

Одна из них, муниципальный депутат Зюзино Наталья Чернышева, уверена, что в Хамовниках медлят с выбором нового главы: «то, что происходит в Хамовниках – нонсенс!». 

Почему не удаётся противостоять старой «самопризанной» главе, которая даже не является действующим депутатом, и когда наконец выберут нового главу из независимых депутатов, ответил Илья Азар: «У нас избралось 7 человек от команды районного активиста Александры Парушиной и восемь человек по проекту Гудкова и Каца. Парушина предлагает свою кандидатуру на пост председателя, но не все разделяют мнение, что она будет хорошим председателем. И разговор конструктивный не складывается. Есть небольшие разногласия, но конфликта нет. Неотвратимых последствий тоже пока нет». 

Алексей Карнаухов поддерживает Парушину: «Она 5 лет была депутатом, она прекрасно знает проблематику, есть опыт соответствующий. Но внешнее давление со стороны жителей и разных политических сил не идёт на пользу, оно только усиливает разногласия». 

Спросили также и про плату взносов в ассоциацию муниципальных образований. Напомним, ассоциация «Совет муниципальных образований города Москвы» была создана в 2002 году с целью координирования деятельности депутатов из разных районов. Сейчас по признанию депутатов, ассоциация не выполняет возложенные обязательства. На Конгрессе независимых депутатов, который прошёл 1 октября, обсуждался вопрос о создании своей, новой ассоциации. Перспектива видится следующая: можно выйти из старой ассоциации, либо пригласить её представителей для обсуждения будущей организационной судьбы всех мундепов Москвы. 

Был поднял важный социальный вопрос о том, как разбираться с бездомными, которых так много появляется на улицах. 

«В Красносельском районе проблема особенно актуальна, так как там находится площадь трёх вокзалов, — отвечает Алексей Мохов, — на инфографике от МВД видно, что особо тяжкие преступления начинают распространение прямо с вокзалов, и далее по периферии. Проблема комплексная. В рамках полномочий можно увеличить освещение переулков, это влияет на уровень криминогенности. Тёмные дела совершаются там, где темно. Закона о бродяжничестве у нас никакого нет, формально полиция сделать ничего не может. Также, я планирую выступить с инициативой об увеличении ночлежек в районе». 

На вопрос о том, есть ли какой-то запрос или желание коммуникации с другими муниципальными округами, депутаты сошлись во мнении, что безусловно стоит коммуницировать друг с другом. 

«Например, — говорит Илья Азар, — недавно состоялся конгресс, на котором, обсудили вопросы внесения поправок в законодательство об увеличении полномочий для муниципальных депутатов. Это важно, потому что, даже в случае с бездомными, мы сталкиваемся с тем, что, будучи муниципальными депутатами сделать ничего не можем».

 «Совместные съезды могут помогать в подготовке консолидированных законодательных инициатив», — соглашается Алексей Карнаухов.

На заседании также присутствовала депутат от Тимирязевского района Юлия Галямина. Она подключилась к беседе, объясняя, почему Конгресс был необходим:

 «Просто объединение само по себе вообще никогда не работает: оно должно быть только на определенные задачи. Касательно расширения полномочий: дело даже не в них. Важно, чтобы те международные акты о местном самоуправлении, которые подписывала Россия, работали. Местное самоуправление – понятие широкое, и каждый из нас касается местного самоуправления. У каждого человека должны быть властные полномочия, влияющие на его жизнь. Это задача нашей рабочей группы. И всё это вполне воплощаемо. Ещё 2-3 года назад нельзя было представить такую массовую победу оппозиции на выборах. Много людей уже сегодня работают и на выборы в Мосгордуму в 2019 году!».

Спрашивали также и про полномочия: насколько высока ответственность муниципальных депутатов, какую повестку предлагать, чтобы выиграть выборы. 

«Выборы побеждаются ногами и технологиями», — подытоживает Алексей Карнаухов, в фокусе работы которого была и остаётся антикоррупционная борьба. – В районе мы выявили нерациональные расходы на переоценённый сайт. Я шёл под лозунгом о том, что нужно пересадить главу округа с арендуемого транспорта на велосипед и сэкономить бюджетные деньги». 

При желании, муниципальные депутаты могут влиять и на федеральную политику. Так, Центр антикоррупционной политики «Яблока» поднял на федеральном уровне проблему о том, чтобы публиковались все запросы депутатов Государственной Думы за изъятием персональных данных. Для этого достаточно внести изменения в регламент Госдумы — и это уже станет шагом на пути к прозрачному лоббизму в России. 

Как будет вести себя оппозиция из независимых муниципальных депутатов – важный вопрос ближайших пяти лет. В любом случае, появился шанс экстраполировать поднятую гражданскую активность в столице на всю страну. 

У каждого муниципального депутата существуют специально отведённые часы приёма жителей, которые можно узнать на сайте муниципального района либо в соцсетях. Сегодня в разработке находится сайт с электронными приёмными. Также есть чаты районных активистов в телеграме и обсуждения в фейсбуке, куда могут присоединиться все желающие. 

Спасибо всем гостям и участникам дискуссии!