• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Отчет с семинара «Культурное восприятие коррупции в Китае»

17 ноября в Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики прошёл первый семинар из цикла «культурное восприятие коррупции в Китае»,  под названием «Традиционная правовая система Китая» , которая была посвящена особенностям традиционного китайского права, сложившимся традициям и условиям формирования коррупционных практик. Гостем в нашей лаборатории была Волчкова Елизавета Витальевна - к.и.н., доцент Кафедры истории Китая  Института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова.Занимается проблемами истории китайского права, китайского искусства и истории Южного Китая.

 17 ноября в Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики прошёл первый семинар из цикла «культурное восприятие коррупции в Китае»,  под названием «Традиционная правовая система Китая» , которая была посвящена особенностям традиционного китайского права, сложившимся традициям и условиям формирования коррупционных практик. Гостем в нашей лаборатории была Волчкова Елизавета Витальевна - к.и.н., доцент Кафедры истории Китая  Института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова.Занимается проблемами истории китайского права, китайского искусства и истории Южного Китая. 

Первое, что стоит отметить в этой связи, это то, что в древнем Китае законов не было в принципе, так как существовали настолько жёсткие нормы морали, которые не нарушались.  Необходимость в закреплении правил и назначении наказаний за их нарушения появилась только тогда, когда произошёл упадок морали. Это привело к тому, что писались жёсткие законы, предусматривающие жестокое наказание за их нарушение.

Большое влияние оказало конфуцианство. С его точки зрения законы не могут быть хорошими уже потому, что они пишутся людьми, с их слабостями, недостатками и моральны предубеждениями.

Так же конфуцианство оказало влияние и на формирование коррупционных практик. Первое - это то, что подарок воспринимался как средство, которое должно помогать устанавливать личные взаимоотношения. Именно поэтому к чиновнику первый раз всегда шли с подарком. Часто дарили не дорогие, но ценные подарки. Например, иероглифический свиток, который было очень престижно иметь, но его нельзя было бы продать и получить немедленную выгоду.

Так же был распространён непотизм. Человек, оказывая окружающим услуги, тем самым формирует вокруг себя круг клиентов. Чем больше такой круг, тем больше ценится и уважается этот человек. Чаще всего подобные отношения складывались между жителями одной местности, а так же учениками их учителями при подготовке к сдаче экзаменов. В Китае, для того, чтобы стать чиновником необходимо было сдать специальные экзамены. Эти экзамены предполагали проверку на эрудицию, знание философии и наличие прочих полезных навыков. К экзаменам долго и усиленно готовились, потому что это был единственный социальный лифт. После сдачи экзаменов ученики не теряли связь с учителям, помогали и продвигали друг друга.

С коррупцией боролись: запрещали подарки, вводили запрет на работу в родном регионе и устанавливали срок работы не более 3 лет на одном месте. Так же существовала широкая система проверок и проверяющих.

О том, насколько эффективны были вводимые меры, а так же более подробно о традиционной правовой системе Китая вы можете прослушав аудиозапись лекции и дискуссии Елизаветы Витальевны Волчковой

  Традиционная правовая система Китая. Часть 1

  Традиционная правовая система Китая. Часть 2

Тех, кто заинтересовался опытом Китая, мы приглашаем всех на вторую часть «Борьба с коррупцией в Китае в 20 веке». Будем рады видеть вас на наших мероприятиях.