• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Отчет с дискуссионного клуба "Президент VS коррупция: Кто кого?"

5 апреля прошло очередное заседание Дискуссионного клуба ПУЛАП. Гостем лаборатории стал полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, профессор кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ Гарри Минх.

Заседание открыла Елена Панфилова (Transparency International - Р) замечанием о том, что 20 лет назад был издан первый юридический документ, запрещавший чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, однако проблема чиновников-предпринимателей существует по сей день.

Гарри Минх отметил, что юридическая сторона борьбы с коррупцией похожа на лечение болезни, которая существует в различных формах и может с течением времени модифицироваться. Поэтому законодательная база нуждается в постоянной доработке. Также, по мнению Гарри Минха, чиновникам не чужды людские пороки, поэтому необходимо не только создавать барьеры к коррупционной деятельности, но и не провоцировать на неё. За 4 года президентства Д. Медведева была создана достаточно серьёзная законодательная база: проведена полицейская реформа, приняты закон об антикоррупционной экспертизе законопроектов и поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, вводящие кратные штрафы размером до 500 млн рублей, была заложена основа декларирования доходов, имущества и расходов должностных лиц. Так же Гарри Минх отметил, что логика последнего законопроекта "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" небезупречна. Согласно законопроекту, процедура контроля за расходами инициируется тогда, когда чиновник или член его семьи совершает сделку, стоимость которой превышает суммарный доход чиновника, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за последние три года. Однако если эта сделка раздроблена на две сделки, оснований для претензий по законопроекту не будет. Гарри Минх отметил, что такая стоимость сделки (три годовых дохода) обусловлена тем, что институт контроля за доходами, имуществом и расходами чиновников только начинает работать - за три предшествующих года была накоплена база данных о доходах. Тем не менее, по словам Минха, в процессе формирования доходной истории было проведено более 200 тысяч проверок, при проведении около 10% из них были выявлены нарушения, несколько тысяч чиновников понесли ответственность, вплоть до освобождения от должности. По словам Гарри Минха, разговоры о ратификации 20 статьи Конвенции ООН "О противодействии коррупции" идут, но механизмы, предусмотренные ей, конфликтуют с механизмами, заложенными в нормах Уголовного кодекса. Также Гарри Минх отметил, что особого менталитета, препятствующего не давать и не брать взятки, не существует. В европейских странах о коррупции просто не любят говорить вслух. Опыт Грузии и Сингапура Гарри Минх считает полезным для анализа, но не для слепого следования ему. Защита заявителей, по мнению Гарри Минха, является "рубахой сильно на вырост" в сложившихся условиях. Характеризуя роль Д. Медведева в борьбе с коррупцией, Гарри Минх отметил, что управляемость в системе государственной власти сегодня достаточно низкая, поэтому сигналы, идущие "сверху", сильно деформируются, доходя до адресатов. Кроме фрагментации на субъекты федерации появилась фрагментация по отраслям деятельности. Поэтому даже гарант Конституции может действовать только в определённых границах.