• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Отчет с круглого стола «Коррупция как идеолологический феномен и как социокультурный институт»

Проблема коррупции рассматривается в рамках культурно- антропологического подхода к исследованию коррупционных практик. Антропологическая традиция изучения механизмов коррупции хорошо известна в Западной социологии, но почти не представлена и не используется в России.

Проблема коррупции рассматривается в рамках культурно- антропологического подхода к исследованию коррупционных практик. Антропологическая традиция изучения механизмов коррупции хорошо известна в Западной социологии, но почти не представлена и не используется в России. Это обедняет представления о роли коррупционных практик в процессе взаимодействия общества, бизнеса и власти. Анализ и понимание сложной природы коррупции замещаются антикоррупционной идеологией и риторикой, которые быстро превращаются в инструмент достижения политических целей и привлечения финансовых ресурсов.

Ключевой тезис сообщения состоит в необходимости разделения идеологизированных представлений о коррупции и коррупции как сети социокультурных институтов.  Настоятельная необходимость такого разделения определяется как неодназначностью содержания и роли коррупции на уровне конкретных взаимодействий власти, бизнеса и общества, так и очевидными и постоянными неудачами в попытках ее полной ликвидации.

Коррупция как сеть социокультурных институтов - это сформировавшаяся система неформальных правил, регулирующих отношения между обладателями административного ресурса и бизнесом (или населением). Институты коррупции формируются там, где регулирующая функция государства неэффективна либо отсутствует.

Как идеологический феномен коррупция, напротив, отрывается от реальности, начинает функционировать самостоятельно в политическом и общественном дискурсах как антитеза понятиям Демократии, Свободы, Гражданского Общества. Однако – и таков второй ключевой тезис сообщения – далеко не всех участников коррупционных сделок можно однозначно определять в системе дихотомических оценочных суждений (как хороших - плохих, «чистых» - «нечистых»).

Чтобы разобраться в сущности коррупции, правильнее отказаться от взгляда на нее как на целостный и однозначный феномен. Коррупционные практики надо рассматривать как совокупность разнообразных и разнородных практик, которые могут существенно отличаться друг от друга по своему общественному значению. Надо различать коррупцию эндемическую, действующую в качестве культурной нормы (институты дарения, земляческих, родственных, дружеских отношений), коррупцию фоновую (вынужденную), направленную на преодоление административных барьеров (как правило, в мелком бизнесе), и коррупцию как институт обогащения, стратегия получения заказов («откаты»). Возведение же коррупции просто в ранг политической идеологемы (абсолютного зла) скорее затрудняет, чем облегчает борьбу с неэффективностью в государственном управлении.

Аудиозапись с круглого стола