• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Подмосковье прошла вторая Летняя антикоррупционная школа

4 июля 2012 года завершилась шестидневная Летняя антикоррупционная школа, организованная Проектно-учебной лабораторией антикоррупционной политики Высшей школы экономики (ПУЛ АП). Второй год подряд Центр антикоррупционных исследований и инициатив “Трансперенси Интернешнл-Р” вывозит студентов НИУ ВШЭ в подмосковный пансионат и оставляет их один на один с ведущими экспертами.

4 июля 2012 года завершилась шестидневная Летняя антикоррупционная школа Проектно-учебной лабораторией антикоррупционной политики Высшей школы экономики (ПУЛ АП). Второй год подряд лаборатория и её соучредитель — Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» вывозят студентов НИУ ВШЭ в подмосковный пансионат и оставляет их один на один с ведущими экспертами — юристами, политологами, журналистами, правозащитниками, гражданскими активистами и специалистами в области коммуникаций, которые учат заинтересованных молодых людей навыкам определения и исследования коррупции, а также противодействия ей различными методами.

В 2012 году благодаря Программе поддержки переходных процессов Министерства иностранных дел Чешской республики, на Летнюю школу смогли приехать не только студенты НИУ ВШЭ, но и других вузов, в том числе региональных. Всего в занятиях приняли участие 37 студентов из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Иваново и других городов.

29 июня участники прибыли на автобусе в подмосковный пансионат «Звенигородский РАН», расселились по номерам и передохнули после поездки.

Крыша панисоната использовалась для перерывов и обзора окрестностей.


Занятия начались 30 июня с вводной лекции директора «Центра ТИ-Р» и заместителя руководителя ПУЛ АП Елены Панфиловой, в которой она рассказала, что такое коррупция, и почему, вопреки распространенному мнению, она никогда не приводит ни к чему хорошему. По мнению Елены Панфиловой, коррупция в России приняла уникально причудливую форму, полностью интегрировалась в государственную систему, стала «коррупцией-мутантом».

«На рубеже веков произошло изменение вектора коррупционных проявлений. Добровольные отступления от системы контроля за правоохранительной и судебной системой в обмен на её "кормление" привели к повсеместному распространению системной коррупции, т.е. за счёт отсутствия контроля приросли возможности. Коррупция в России к настоящему времени приобрела преимущественно форму коррупционного вымогательства (около 60% всего объёма коррупции). Для решения проблем коррупции сегодня необходима политическая реформа, без которой невозможно восстановление контроля, которое позволит уменьшить коррупционное давление», — рассказала студентам Елена Панфилова.

Энн Кох и Адам Фолдеш слушают перевод лекции на Летней школе ПУЛ АП

Профессор НИУ ВШЭ Юлий Нисневич рассказал о том, как связана коррупция и государственное управление. «Коррупция существует при любых политических режимах, хотя большинство государств с самым низким уровнем коррупции являются демократиями», — подчеркнул он. По словам Юлия Анатольевича, политическая коррупция возникает в случае, когда необходимо построить политический режим под себя перед началом личного обогащения. При продвижении во власть политические выгоды достигаются коррупционными способами. Конечный итог — нематериальная политическая выгода. При развитии политической коррупции ее становится очень тяжело идентифицировать.

Юлий Нисневич читает лекцию на второй Летней школе ПУЛ АП

Антон Поминов, эксперт Центра «ТИ-Р» выступил с лекцией о прикладных исследованиях коррупции. Их специфика заключается в особых методах исследования (измерение, исследование практик, эксперименты и т.п.), масштабе (исследования могут проводиться на разных уровнях — от локального до глобального) и предмете (применительно к коррупции исследованию могут подвергаться либо коррупция сама по себе, либо восприятие коррупции обществом). Антон Поминов рассказал о проводимым Центром «ТИ-Р» исследованиях и задачах на будущее, в том числе, плане широкомасштабного исследования в России по методологии NIS (National Integrity Systems).

Сергей Муравьёв, руководитель Transparency International — Литва, рассказал об опыте противодействия коррупции в постсоветском пространсте. Сергей объяснил, что в Литве не взяточничество, а именно непотизм является основной проблемой. Уже 15 лет в стране существует независимое антикоррупционное агентство. Он было создано под юрисдикцией Министерства Внутренних Дел. Независимость этого агентства позволяет ему активно вести расследования против политической коррупции, избегая обвинений в политической ангажированности. Кроме расследований агентство занимается превентивной и просветительской деятельностью.

Студенты представляют результаты деловой игры

После своей лекции Сергей Муравьев провел деловую игру «Партия „чистые руки“». По сюжету игры, в ходе выборов партия «Благополучие» побеждает у правящей партии «Чистые руки», существуеющей более десяти лет. Около 60% жителей города поддерживают партию «Благополучие». Во время предвыборной компании СМИ поддерживали правящую партию. После выборов поползли слухи о мошенничестве на выборах. Избирательная комиссия прибыла в город для расследования. В группу людей, ведущих расследование входят: избирательная комиссия, мэр, директор школы и преподаватели школы, которые наблюдали за ходом выборов. Аудитория разделилась на группы. Первая группа играет роль учителей, вторая — роль директора школы, третья — роль мэра города.

Глава юридической службыTransparency International в Венгрии Адам Фолдеш (Adam Foldes) рассказал об опыте работы организации. Важным аспектом функционирования организации в Венгрии являются исследования, проводимые молодыми специалистами, показывающие проблемы в различных сферах Венгерского общества.

Светлана Савицкая, программный директор Transparency International в странах СНГ и Монголии рассказала о структуре организации, системе управления и опыте, накопленном за почти 20 лет работы. Она объяснила, как появляются национальные отделения Трансперенси Интернешнл. После этого Светлана провела игру, предложив студентам пять кейсов, моделирующих различные ситуации, в которых оказывались отделения TI в разных странах, а студенты предложили свои пути решения проблемных ситуаций.

Светлана Савицкая

Региональный директор Transparency International по Европе и Средней Азии Энн Кох (Anne Koch) рассказала о роли СМИ в противодействии коррупции. «Медиа должны быть эффективным источником, при помощи которого бы общество получало достоверную информацию о коррупции», — подчеркнула она. Однако, по мнению Энн, некоторые медиа также являются коррумпированными. Журналистская работа, направленный на расследование коррупционных проявлений, является самой опасной формой влияния на коррупцию в обществе. Каждый год сотни журналистов по всему миру погибают от рук людей, которых так или иначе затрагивают результаты их работы.

Вторым способом противодействия коррупции является поддержка СМИ социальных журналистов и налаживание активного взаимодействия с общественностью через различные блоги и социальные сети. Третий способ — активная поддержка СМИ антикоррупционных некоммерческих организаций. Поскольку медиа формирует общественное мнение, очень важно установить активное взаимодействие между СМИ и организациями нацеленными на противодействие коррупции. Выступление Энн Кох было подкреплено разнообразными примерами из личного опыта лектора: госпожа Кох долго проработала на радиостанции BBC, прежде чем прийти работать в Transparency International.

Участники Летней школы слушают лекцию

Заместитель директора Центра «ТИ-Р» Иван Ниненко подчеркнул разницу между добровольной коррупцией и коррупцией вымогательства. Среди неблагоприятных последствий коррупции он отметил падение доверия к власти, неэффективность использования ресурсов и уничтожение института солидарности (причиной этого является возможность решить любые проблемы «альтернативными» способами).

Заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ Владимир Римский рассмотрел проблему неэффективности государственных мер по противодействию коррупции: они носят точечный характер и направлены исключительно на коррупцию как социальное явление, а не на сущность коррупции, её первопричины. В лекции были затронуты исторические аспекты развития коррупции в России, изменение отношения к коррупции как проблеме. Основные причины коррупции Владимир Львович видит в принципах функционирования современного социального порядка. Рыночная система отношений, распространение атеизма, вытеснение религиозных и нравственных норм из сферы частной жизни людей, формирование общества потребления породили в индивидах тип рационального сознания, которое направлено только на удовлетворение собственных потребностей и при этом не ограничено какими-то общими моральными нормами и правилами.

Владимир Римский на Летней школе ПУЛ АП

Дмитрий Кузнецов, координатор Интернет-проектов Greenpeace Россия, поделился опытом организации общественных кампаний и волонтерских проектов в социальных сетях. По его мнению, не существует какого-то универсального рецепта организации успешного проекта в сети Интернет. Каждый проект индивидуален, основан на конкретной идее и требует от организаторов особого подхода. Тем не менее, эффективность реализации всякого рода инициатив в социальных сетях непосредственным образом зависит от способности организаторов привлечь внимание Интернет-пользователей.

Полный синопсис всех лекций второй Летней школы ПУЛ АП.

Вечером 1 июля студентов разделили на три группы по направлениям обучения. Каждая из групп должна была подготовить проект и представить его в последний учебный день. Акцент был сделан на практической применимости разработанных проектов.


После этого состоялся футбольный матч между коммандой «Конвенция» (названа в честь Конвенции ООН по противодействию коррупции, капитан Андрей Жвирблис, менеджер по связям с общественностью Центра «ТИ-Р» и организатор Летней Школы) и коммандой «Оранжевая паранойя» (названа в честь законопроекта № 102766-6, капитан Елена Панфилова). Матч состоял из двух таймов по 15 минут, по результатам которых «Конвенция» победила со счетом 3-2. Судил Юлий Нисневич. По завершению игры участники Летней школы направились в конференц-зал для просмотра финального матча Чемпионата Европы по футболу. Кроме того, в развлекательной программе Летней Школы присутствовала интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», организованная студентами НИУ ВШЭ из Санкт-Петербурга Антоном Кульпиным и Антоном Казуном, купание на реке и шашлыки в последний вечер работы школы. Просмотр фильма «Стукачка», рассказывающего о реальном случае раскрытия коррупционной преступной сети, торгующей людьми в Боснии и Герцеговине многие не отнесли к разряду развлечений.



Через два дня группы подготовили свои проекты и представили их остальным.

Группа «Гражданский активизм» разработала кампанию по противодействию коррупции в вузах. В первые месяцы предполагалась разработка и распространение в университетах и институтах различных агитационных материалов. Студенты предложили провести мониторинг закупок со стороны инициативных групп в конкретном вузе, для поддержки которых надо организовать онлайн- и оффлайн- мероприятия. Общественный контроль над поступлением и зачислением должен быть направлен на выявление случаев «мертвых душ» студентов.

Работа в группе. Лилит Гулян разбирает коррупцию в образовании по методике Елены Панфиловой.

В будущем студенты предложили создать специальную систему «красной кнопки», по аналогии с инструментом на сайте НИУ-ВШЭ. Жалобы студентов на случаи вымогательства должны быть предметом тщательного расследования со стороны администрации вузов и правоохранительных органов. В перспективе, сбор подобной информации может стать основой для создания рейтинга вузов во уровню коррупции.

Кроме теоритической работы, студенты в отведенные дни занимались практикой, и, в том числе, подготовили ролик для предложенной кампании:

 


Группа «Прикладная антикоррупция» разработала алгоритм поиска конфликта интересов при распредлении государственных средств на основе кейса из Новгородской области. Алгоритм предполагает мониторинг сайтов органов государственной власти и сайтов некоммерческих организаций, получивших субсидию из регионального бюджета, на предмет наличия одинаковых фамилий. Таким образом становится возможным выявить конфликт интересов при распределении средств. Дополнительный фактор для отслеживания сомнительных случае — когда размер субсидии равен (или почти равен) сумме заправшиваемых средств. Так, в большинстве случаев администрация снижала общий объем выплат, но не в случае с афиллированной НКО.


Группа «Антикоррупционная политика», работавшая под руководством Елены Панфиловой и Светланы Савицкой, занялась изучением национальных планов противодействия коррупции. Перед студентами стояла задача найти возможности, упущенные в планах, и они посчитали, что там не хватает единого государственного антикоррупционного органа. Такая структура должна управляться директором, избираемым специально созданным общественным советом. Основные направления работы: правоохрана — доследственные проверки, сопровождения дел на этапе расследования и суда, поддержка государственного обвинения; информационно-образовательная, в том числе создание курсов в школах и вузов; работа с государственными служащими и органами в части проверки деклараций публичных должностных лиц и выявления конфликта интересов. Еще одно важное направление — защита заявителей о коррупции и создание инструментов, с помощью которых граждане смогут сообщать о преступлниях, не подвергая себя опасности.


 Независимое жюри по результатам оценки презентаций групп выбрало в качестве победителя группу «Прикладная антикоррупция». Согласно первончальным условиям, лучшая работа должна быть реализована Центром «Трансперенси Интернешнл — Р», так что подготовленный группой проект будет представлен на рассмотрение в Большое Правительство.

 

Ролик о Летней школе, подготовленный ее участников Олегом Дроздовым:

 


Впечатления участников

Анна Шашкова, доцент кафедры Конституционного права МГИМО:Лекции организованы в интерактивной форме, позволяющей вовлекать участников летней школы в дискуссию. Все проведенные лекции дали возможность слушателям приобрести новые знания, получить ответы на наиболее интересующие их вопросы. На мой взгляд, наиболее удачные лекции в плане вовлечения слушателей в дискуссию были у Елены Панфиловой и Ивана Ниненко.

Интересны были лекции иностранных представителей ТИ, давшие возможность слушателям ознакомиться с иностранным опытом, а также получить более четкое представление о глобальности коррупции, осознать, что это не чисто российское явление.

Адам Фолдеш: Я насладился временем, потраченным на посещение Летней школы, и возможностью увидеть небольшой кусочек России. Мне удалось многое узнать благодаря встречам и разговорам с людьми из ТИ-Россия и других некоммерческих организаций и получить вдохновение от работы со способными и заряженными энтузиазмом студентами.