• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет с IX Летней антикоррупционной школы

Первый день

6 июля стартовала Летняя школа «Правовые риски как источник коррупционных рисков и их профилактика». Формат онлайн позволил объединить людей не только из разных сфер, но и из разных регионов и ВУЗов. В первом дне Школы приняли участие более 50 слушателей. 

На первой лекции, которую прочитала заведующая лаборатории Дина Владимировна Крылова "Типология и институциональные основы коррупции", участники узнали базовые вещи о коррупции: ее природу, определение из разных сфер, типологию, даже характеристики институциональной коррупции. Было дано определение феномена "коррупция".  Лектор подчеркнула, что природа коррупции неразрывно связана с природой власти. Коррупция является мультидисциплинарной категорией: она рассматривается в политилогии, социологии, юриспруденции, управлении, экономике. Лектор также рассказала об институциональной коррупции, когда коррупционные практики превращаются в "правила игры", навязываемые обществу, и в дальнейшем приобретает глобальные процессы. Большое внимание лектор уделила сторонам коррупционных отношений, а также понятию антикоррупционной политики, международным антикоррупционным стандартам.  Внимание слушателей было обращено на понятие "интегрити" - состояние институтов, существующих в соответствии с моральными ценностями, нормами и правилами, при которых использование властных полномочий осуществляется в соответствии с официально установленными и публично декларируемыми ценностями.Участники Школы активно задавали вопросы. А Дина Владимировна Крылова ответила на все вопросы слушателей и пояснила, почему коррупцию можно рассматривать как неформальный институт.

Вторую лекцию провел эксперт лаборатории Станислав Николаевич Шевердяев "Правовой механизм противодействия коррупции. Антикоррупционная политика Российской Федерации". Тема затрагивала правовой механизм противодействия коррупции и антикоррупционную политику Российской Федерации. Презентация разделялась на 2 основные части: первая описывала историю коррупции, её истоки, идеологические значения и эволюцию представлений о самом понятии коррупции; вторая часть заключалась в постановке проблем, рассмотрении теорий и основных зарубежных антикоррупционных стратегий. Также для желающих более подробно ознакомиться с данной тематикой были предоставлены все необходимые ссылки на источники по каждому затронутому в презентации пункту. 

Третью лекцию "Мировой опыт противодействия коррупции" прочитала эксперт лаборатории Анна Леонидовна Мельникова. Лекция «Мировой опыт противодействия коррупции» — это настоящие путешествие по самым разным уголкам мира: Пакистан, Индия, Мексика, Эстония, Сингапур. Анна Леонидовна уже более 10 лет работает в лаборатории ВШЭ, провела настоящую экскурсию во времени. Рассказала про ситуацию с коррупцией в разных странах в 17-18 веках и ее современном состоянии. И поделилась интересными фактами. В частности, про купюру в 0 рупий, которая символизирует честность чиновников в Индии. Лекция вызвала отклик у слушателей, проступало много вопросов о ситуации в Грузии, Японии и Китае. Их интересовало, как связана форма правления и коррумпированность. Слушатели также интересовались как можно изменить российскую систему и можно ли перенять методы и приемы других стран для борьбы с коррупцией.

Четвертую лекцию "Коррупционные риски в судебной системе" прочитал эксперт лаборатории Алексей Александрович Рябов. Актуальность проблемы отчетливо отражена с первых слов лектора: «всего лишь 17». Так эксперт А.А. Рябов говорил о числе привлеченных к ответственности судей в прошлом году. Суд устанавливает истину. И судьи должны быть абсолютно не зависимы. Коррумпированные представители судебной системы не редкость. Каждый год растет число выявляемых правонарушений, совершенных судьями.  Многие россияне постоянно жалуются на судебную систему, а некоторые убеждены что коррупция - неотъемлемая часть нашего общества. Так в чем же дело, в гражданах или в системе? В том вопросе Алексей Александрович вместе со слушателями попытались разобраться. Лектор подчеркнул, что принимаемые правительством организационные меры по противодействию коррупции в судебной сфере, хотя и приносят положительный результат, не являются достаточными. Существуют системные проблемы в законодательстве и судебной практике, с которыми сталкиваются предприниматели. Среди наиболее «болезненных» проблем - отсутствие правовой определенности в некоторых аспектах налоговой практики, отсутствие должных правовых гарантий у частных лиц при банкротстве организаций, решение гражданско-правовых споров с использованием уголовно-правового инструментария, а также проблема разграничения мошенничества и умышленного неисполнения гражданско-правовых норм. Лекция вызвала живой интерес у аудитории (слушатели задали много вопросов). Было заметно, что Алексею Александровичу нравилось общаться с молодой аудиторией, он хотел знать мнение участников и был расположен к дискуссии. 
            
           

Второй день

Второй день Летней школы начался с лекции доктора социологических наук Александра Александровича Максименко "Психология коррупции". Лектор расскзал о психологических теориях, позволяющих понять феномен корруции: "Теория разбитых окон", "Яблоко или бочка", "4 типа преступников", "Теория измерений культур" и другие. Предложил участникам разрешить несколько интересных психологических задач. Сделал обзор зарубежных и отечественных исследований психологии коррупционера: исследования института психологии РАН, НИИ Генеральной прокуратуры. Затронул тему гендерных особенностей социальной психологии коррупционного поведения, типичных чертах коррупицонера, мотивах коррупционного поведения. Студенты активно принимали участие в лекции и задавали вопросы. Слушателей интересовало, какая из психологический теорий наиболее применима к российской практике, насколько применима теория Чезаре Ломброзо, а также что важнее генетика или воспитание при формировании коррупционного поведения. 

Во второй лекции «Противодействие противоправным конкурентным практикам, мошенничеству, рейдерским захватам и вымогательству» эксперт лаборатории Руслан Олегович Долотов выделил два типа коррупционных проблем: «внутренние» и «внешние» угрозы.Первый тип угроз возникает, когда недобросовестные конкуренты или контрагенты используют коррумпированных «силовиков». Внешние угрозы вызваны злоупотреблениями полномочиями сотрудников, включая хищения и «откаты» в компаниях. По мнению эксперта, второй тип представляет бóльшую опасность для бизнеса, так как подобные угрозы, как правило, приводят к гибели компании. Докладчик предложил ряд методов для противодействия внутренним и внешним угрозам бизнеса и выразил надежду, что принятые недавно поправки в Конституцию РФ усилят борьбу с коррупцией. Представленная в докладе теория была подкреплена кейсами из богатого практического опыта эксперта. Выступление вызвало интерес участников конференции, от которых поступило большое количество вопросов.

Третью лекцию "Комплаенс как инструмент минимизации коррупционных рисков в организации" провёл заместитель руководителя проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики, адвокат и эксперт «Пепеляев групп» - Сергей Владимирович Таут. Тема была посвящена комплаенсу как инструменту минимизации коррупционных рисков в организации. Были подробно описаны элементы комплаенс-системы и преимущества её внедрения, внутренние и внешние риски компаний коррупционного характера, актуальность, меры по предупреждению коррупции в организации, правильное построение эффективной системы, а также практические рекомендации.

Четвертым докладчиком был кандидат социологических наук Пархоменко Сергей Анатольевич с темой "Социология коррупции", который рассмотрел феномен коррупции с точки зрения социальных отношений. Лектор отошёл от бытового понимания коррупции и рассмотрел её глубинные связи. Так как все детали были рассказы на предыдущих презентациях, докладчик сделал упор на нюансы и объяснил заново историю коррупции уже с социологической стороны. Слушатели смогли подробнее ознакомиться с культурными типами коррупции, классификациями по типам отношений между участниками, подходами к измерению коррупции и некоторыми инструментами для ее изучения. По причине нового подхода к данному вопросу у аудитории возникло множество вопросов, на которые были даны ответы после окончания лекции. Дискуссия вышла живой и интересной, было много обратной связи от участников.

Третий день

Сегодня состоялась финальная лекция нашей Летней школы. Но последняя - не менее познавательная. Эксперт лаборатории Егор Александрович Артеменко рассказал о регуляторных рисках, которые порождают коррупцию в сфере регулирования деятельности хозяйствующий субъектов. Лектор выделил три вида рисков:  административно-правовые, уголовно-правовые и регуляторные. И акцептировал своё внимание на последних, ведь именно они определяют ответственность за нарушения, а также требуют значительной доработки в российском законодательстве. На лекции Егор Александрович рассказал  не только о том, как риски влияют на бизнес, но и конкретно на каждого человека. Также он затронул тему снижения рисков в контрольно-надзорной деятельности и способы, которые помогут это осуществить.

Далее состоялся мастер-класс по коррупционным рискам в уголовно-правовой сфере с участием Бориса Аркадьевича Кожемякина и Льва Марковича Лялина. Оба ведущих - опытнейшие адвокаты, имеющие за плечами несколько десятилетий правозащитной практики и много кейсов в профессиональной копилке. На мастер-классе присутствовало около 40 слушателей. Формат общения был задан во вступительном слове Б.А. Кожемякина, пожелавшего не превращаться «в жаркие июльские дни в зануду, доказывающего, что коррупция - это плохо, а отсутствие коррупции - это хорошо». Возможность услышать ценные советы, выверенные многолетней практикой, превратило очередную zoom-сессию в мастер-класс по содержанию, а не только по названию, определенному организаторами в программе. Полутора часов не хватило, чтобы ответить на все поступившие вопросы, слушатели не расходились даже после завершения мастер-класса модератором С.В. Таутом, впитывая каждое слово из диалога экспертов. Минимизация коррупционных издержек, по мнению Б.А. Кожемякина, требует оптимизации законодательства, в частности доработки в части о нормах, регулирующих предпринимательскую деятельность. Л.М. Лялин также заметил, что важно улучшать  исполнительную систему, к примеру, работа судебных приставов часто вызывает нарекания. Но главное, необходимо совершенствовать правоприменительную практику. Также важно развивать институт суда присяжных и повышать общую культуру всех участников судебного процесса, включая адвокатов. Кроме этого, важную играет роль развитие общественных институтов, что требует определенной политической воли. Оба эксперта подчеркивали, что коррупция оказывает отрицательное воздействие на экономическое развитие страны. В завершении прозвучало наставление молодым коллегам «не терять оптимизма и совершенствовать свои знания…».

Во второй половине дня стартовала «практическая часть» Летней школы. Участникам было предложено записаться на выбор в понравившуюся проектную группу, чтоб под руководством лекторов Школы попробовать смоделировать и решить практические задачи в области противодействия коррупции на основе знаний, полученных на лекциях.

Половину этого дня и весь следующий (четвертый) день Летней школы наши участники будут работать над следующими интересными проектами:

  1. Спор бизнеса и контрольно-надзорного органа по обсуждению новой модели охраны труда (руководитель Е.А. Артеменко)
  2. Коррупция в компании (руководитель Р.О. Долотов)
  3. Обоснование необходимости внедрения в компании ценностного управления и этического кодекса (руководитель А.А. Максименко)
  4. Открытые парламентские слушания по введению ответственности за сексуальные домогательства с использованием служебного положения (сексторшн) в Российской Федерации (руководитель А.А. Пархоменко)
  5. Моделирование судебного процесса по статье 19.28 КоАП «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» (руководитель А.А. Рябов)
  6. Выработка Центром общественных процедур «Бизнес против коррупции» рекомендаций по защите прав предпринимателей от коррупционных практик (руководитель С.В. Таут)
  7. Новый национальный план противодействия коррупции: полемика бизнеса, общественности и науки (руководитель С.Н. Шевердяев)

И мы очень надеемся, что слушатели предложат оригинальные и креативные решения! А мы пожелаем им удачи!

Четвертый день

Целый день был посвящен проектной работе, которую необходимо выпонить в виде деловой игры. Участники каждой проектной группы разделилась на команды и под руководством преподавателей пытались игровыми методами разрешить возможную реальную задачу. Деловая игра – неотъемлемая часть Летней школы, которая предполагает отработку реальных ситуации в игровой форме. Например, общение с оперативными сотрудниками, совещание по принятию этического кодекса, разработка новой модели охраны труда.

Мы задали вопросы студентам, которые принимают непосредственное участие в проектах. Они поделились своим мнением и ожиданиями. 

 

Денис Гарвалов (3 курс, Крымский Федеральный Университет), участник проекта «Обоснование необходимости внедрения в компании ценностного управления и этического кодекса»: «Если говорить о той теме, которую я избрал именно по проектной деятельности. Ну, мне кажется, что именно профессиональный кодекс – он может способствовать формированию именно внутренней системы ценностей компании и поэтому способствовать ее развитию. Мне как юристу, все-таки ближе, чтобы все было оформлено именно в нормативно-правовых актах. И поэтому мне кажется, что данные акты могут способствовать развитию как отдельных юридических компаний, так и, в принципе, любых организаций в нашем государстве.»
Коллега Дениса, студентка 2 курса факультета права НИУ ВШЭ: «Участие в заключительных проектах - отдельный плюс, потому что позволяет работать в команде с удивительными людьми. Мне, как юристу, были интересны все вопросы, возникающие на стадии разработки и принятия кодекса, как со стороны HR отдела, так и со стороны юридического отдела и отдела безопасности. Отдельно стоит отметить, что в своей основе принятие кодекса видится мне наиболее здравым способом борьбы с коррупцией внутри фирмы, потому как "встраивание" человека в большой механизм как бы заставляет его работать и думать в едином порыве с остальным коллективом»
Студентка 3 курса факультета права НИУ ВШЭ, Дарье Махота: «В рамках нашего проекта "Коррупция в компании" мы представляем ситуацию, в которой участвуют лица, которые предположительно виновны в совершении коррупционного преступления. Внутрикорпоративная коррупция - одно из наиболее распространенных коррупционных преступлений, в связи с чем для меня, как для будущего юриста, данная тема была наиболее привлекательна, так как дает возможность поставить себя на место реальных людей, попавших в подобную ситуацию, и смоделировать предполагаемое поведения всех субъектов. У каждого из членов группы есть своя роль в проекте. Мне была определена роль оперативника, проводящего оперативно-розыскное мероприятие - опрос.»
Студентка НИУ ВШЭ факультета политологии Светлана Макарова: «На нашем проекте мы рассматриваем спор бизнеса с контрольно-надзорными органами по поводу регулирования вопроса охраны труда. Мы с коллегой представляем позицию бизнеса, завтра будем отстаивать либеральные интересы общества в нашей дискуссии.»
Ильвина Бакирова, студентка Башкирского государственного университета, участница проекта "Моделирование судебного процесса по статье 19.28 КоАП «незаконное вознаграждение от имени юридического лица»: «Смысл нашего проекта заключалась в следующей фабуле: физическое лицо было обвинено в коммерческом подкупе, а затем возбужденное в отношении него уголовное дело было закрыто по нереабилитирующему основанию - истечение срока исковой давности. Согласно судебной практике, это означает, что вина лица доказана, и теперь прокуратура решила привлечь его к административной ответственности. Нам нужно разыграть судебный процесс, предварительно придумав необычную позицию со стороны защиты, например, придумав, какие обстоятельства могут способствовать смягчению наказания. Сначала мы изучим судебную практику, найдем сходные аналогичные дела, составим обвинительное заключение, продумаем позицию защиты. В заключении, составим окончательный сценарий моделируемого процесса».
Кирилл Билык, студент КФУ юридического факультета, участник проекта «Выработка Центром общественных процедур «Бизнес против коррупции» рекомендаций по защите прав предпринимателей от коррупционных практик»: «В ходе нашего проекта мы рассмотрим крупное дело международного инвестора Майкла Калви, обвинённого в мошенничестве в особо крупном размере. Я буду излагать позицию следствия (от лица которой выступаю) по данному делу».
Кулиев Джамали, аспирант 1-го года обучения факультета права НИУ ВШЭ, участник проекта «Открытые парламентские слушания по введению ответственности за сексуальные домогательства с использованием служебного положения (сексторшн) в Российской Федерации»: «Проблема «сексторшн» в силу своей специфики не является однозначной. Даже сам термин не имеет единой дефиниции. В нашем проекте мы хотим предложить некоторые направления, в которых нужно двигаться, чтобы решить проблему в России. Все участники нашей группы высказали свою точку зрения относительно рассматриваемой проблемы. Это, в свою очередь, позволяет смотреть на проблему под разными углами и способствует комплексному исследованию. Более того, мы также работали с российской и зарубежной литературой, судебной практикой и статистикой. Некоторые страны, нужно заметить, преуспели в решении проблемы «сексторшн». На наш взгляд, зарубежный опыт всегда является полезным. И мы хотим предложить некоторые идеи, как этот опыт применить в Российской Федерации, учитывая специфику её правовой культуры. Мои ожидания от Летней школы оправдались на все 100%. Я очень рад, что у меня была возможность принять участие в этом мероприятии. Оно было полезно как с практической точки зрения, так и с академической. Искренне надеюсь, что у меня будет возможность принять участие в подобном мероприятии ещё раз, но уже в режиме оффлайн».
Сеитбекирова Улькер Эльдар Къызы, судентка 3 курса юридического факультета Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, участница проекта «Открытые парламентские слушания по введению ответственности за сексуальные домогательства с использованием служебного положения (сексторшн) в Российской Федерации»: «Смысл нашего проекта заключается в том, чтобы определить, существует ли необходимость внесения изменений в законодательство РФ, касающееся вымогательства сексуальных услуг с использованием служебного положения (сексторшн). Если да, то какие именно преобразования нам необходимы. Мы планируем смоделировать слушания в Государственной Думе, где проиллюстрируем существующие сегодня предложения разных сторон: Государственной Думы, адвокатуры, некоммерческой организации и прокуратуры. И уже из имеющихся позиций мы сделаем вывод, включающий в себя наиболее рациональные предложения. Участие в летней школе - интересный опыт, в течение этой недели мы услышали мнения преподавателей ВШЭ, в онлайн-режиме смогли пообщаться с ведущими практиками и теперь самостоятельно разрабатываем проект под руководством Сергея Пархоменко».
Бачурина Дарина, закончила факультет юриспруденции ГИ филиала САФУ в г. Северодвинске, участница проекта «Новый национальный план противодействия коррупции: полемика бизнеса, общественности и науки»: «Сейчас мы готовим новый национальный план противодействия коррупции, где наша группа представит наши предложения, направленные на снижение уровня коррупции в РФ. Задача нашего проекта очень разноплановая, поэтому мы предлагаем несколько вариантов ее решения. Начинаются они от работы с населением посредством СМИ, а заканчивается изменением законодательства, и как следствие, правоприменительной практики. Организаторы и ораторы Летней школы меня приятно удивили. Такого объема информации и масштаба исследований я и представить не могла. Была безумно рада взаимодействию с профессионалами своего дела. Узнала огромное количество информации, которое планирую применить как в научной, так и в практической деятельности».
Устюжанин Вадим, студент 2-го курса ОП «Государственное и муниципальное управление» НИУ ВШЭ, участник проекта «Новый национальный план противодействия коррупции: полемика бизнеса, общественности и науки»: «Смысл нашего проекта состоит в разработке уже готовящегося в обществе (и ПУЛАП в частности) нового национального плана противодействия коррупции с 2021 по 2023 годы. Для решения задач в рамках выбранного проекта мы проанализировали отечественные и зарубежные практики: предыдущие национальные планы, экспертные доклады, мнения общественных организаций и международные документами. Кроме того, мы пытаемся использовать обретенные во время Летней школы знания, полученные в ходе лекций и мастер-классов как от действующих практиков, так и от непосредственных составителей предыдущих стратегий противодействия коррупции в нашей стране. Летняя школа оказалось намного интереснее и действительно практичнее, чем только можно было ожидать. По сути, за неделю мы узнали не просто пресную информацию из типичного учебника, а прошли своего рода курс повышения квалификации, сопряженный с дискуссиями и обсуждениями с профессионалами в этой сфере».

Пятый день

10 июля – заключительный день Летней школы. И все участники защищают свои проекты, которые были посвящены актуальным антикоррупционным темам. На взгляд преподавателей, все участники справились неплохо, привели аргументируемые доводы, разработали концепции. Так же они отметили высокий уровень самоорганизации и соответствие взглядов слушателей Школы реальной жизни.

Проект "Выработка Центром общественных процедур «Бизнес против коррупции» рекомендаций по защите прав предпринимателей от коррупционных практик " (руководитель Таут С.В.)

Участники смоделировали заседание ЦОП БПК на основе рассмотрения одиозного дела Майкла Калви, американского гражданаина, - основателя Baring Vostok, обвиненного в мошенничестве в особо крупном размере. Участники пытались разобраться в сути конфликта, понять что это: корпоративный конфликт или мошенничество. 

Презентацию можно посмотреть по ссылке 

Проект "Открытые парламентские слушания по введению ответственности за сексуальные домогательства с использованием служебного положения (сексторшн) в Российской Федерации (руководитель Пархоменко С.А.)

Команда смоделировала парламентские слушания профильного комитета Государственной Думы РФ с участием представителей общественной организации, правоохранительных органов и адвокатуры. Были проанализированы подходы к определению термина «сексторшн», а также представлены предложения различных сторон, касающиеся внесения изменений в законодательство РФ. 

Презентацию можно посмотреть по ссылке  

Проект "Новый национальный план противодействия коррупции: полемика бизнеса, общественности и науки" (руководитель Шевердяев С.Н.)

Выступление группы также было представлено в формате ролевой игры, модерирующей совещание в Администрации Президента РФ по обсуждению нового Национального плана по противодействию коррупции, с участием представителей науки, малого и среднего бизнеса.  Участники продемонстрировали высокий уровень знания проблематики, что было отмечено жюри. 

Презентацию можно посмотреть здесь

Проект "Моделирование судебного процесса по статье 19.28 КоАП «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» (руководитель Рябов А.А.)

Участники группы при моделировании судебного процесса играли роли защитника юридического лица, прокурора и суда в судебном процессе. Дискуссия базировалась на исследовании природы денег для коммерческого подкупа. Участники изучили сложившуюся судебную практику, позицию судов в таких делах, а также рассматрели принимаемые меры по противодействию коррупции в организациях. 

 

Проект "Обоснование необходимости внедрения в компании ценностного управления и этического кодекса" (руководитель Максименко А.А.)

Группа смоделировала обсуждение внутри организации необходимость внедрения кодекса этики в целях противодействия коррупции. Участники группы, представляя заинтересованные группы внутри организации, привели аргументы за и против этического кодекса и ценностного управления. Участники попытались обозначить явную и скрытую мотивацию каждой из двух сторон, привели соотвествующие доводы. 

Проект "Коррупция в компании" (руководитель Долотов Р.О.)

Участники проекта представили ситуацию, в которой работники организации предположительно виновны в совершении коррупционного преступления. У каждого из членов группы была своя роль в проекте и своя точка зрения на ситуацию. Группа смоделировала оперативно-розыскное мероприятие - опрос, и каждый из участников представил своб позицию и аргументы. 

Проект "Спор бизнеса и контрольно-надзорного органа по обсуждению новой модели охраны труда" (руководитель Артеменко Е.А.)

Группа смоделировала ситуацию, в которой рассматривается спор представителей бизнеса с контрольно-надзорными органами по поводу регулирования вопроса охраны труда. Часть группы представляла позицию бизнеса и выдвигала свои аргументы, другая часть представляла позицию государственных органов по этому вопросу. 

Итоги проектной работы

Каждая команда отлично справилась с задачей, смогла продемонстрировать коллегам и жюри разные подходы к решению проблемы, показать высокий уровень развития кругозора, огромную заинтересованность в тематике, а также прекрасные презентационные навыки.

Также слушатели Летней школы показали высокий уровень практико-ориентированности, умение работать с материалами и отстаивать свои позиции. Определить победителя было крайне сложно, жюри долго дискутировало и пришли к выводу, что не будут называть победителя, как такого, а выберут 3 наиболее успешные презентации. Среди них были группы Алексея Рябова («Моделирование судебного процесса по статье 19.28 КоАП «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»), Сергея Таута («Выработка Центром общественных процедур «Бизнес против коррупции» рекомендаций по защите прав предпринимателей от коррупционных практик») и Руслана Долотова («Коррупция в компании»).

Подводя итоги IX Летней антикоррупционной школы заведующая Лаборатории Д.В. Крылова отметила, что все проекты продемонстрировали очень высокий уровень профессиональный компетенции. Работа Школы, проходившая из-за пандемии в непривычном онлайн формате, помогла привлечь слушателей из разных уголков страны. Участники поблагодарили организаторов Школы за бесценную возможность общения с опытными профессионалами и четкость проведения всех мероприятий.

Отзывы о Летней школе

Мы начинаем получать первые отклики о нашей Летней школе, которая для нас, как и для всех участников, была необычной - первый опыт проведения в онлайн формате. И мы очень рады, что все у нас получилось! Об этом свидетельсвуют отзывы наших слушателей.

Виктория Дмитриева (студентка 4 курса факультета права Хабаровского государственного университета экономики и права): "Выражаю огромную благодарность организаторам Летней школы, руководителям и всем сотрудникам ПУЛАП за предоставление возможности получить знания из области, которая во время учебного процесса почему-то была мной абсолютно незаслуженно недооценена. Это на самом деле большая радость для меня, так как подавляющее большинство классных мероприятий в юридической и в смежных с ней сферах проходили очно в Москве и у меня не было физической возможности принять участие хотя бы в одном из них. Так что Летняя школа ПУЛАП стала для меня большим и приятным открытием, имеющим в то же время бóльшее преимущество перед дистанционными курсами по причине его близости к очному процессу. Также огромное спасибо всем лекторам, благодаря им я многое для себя узнала, некоторые давно интересовавшие меня вопросы (в которых было "страшно разбираться") по счастливой случайности были ими затронуты и в какой-то мере раскрыты. Особенно порадовало большое количество примеров из практики, наличие обратной связи и доступа к презентациям. Для себя отметила многоаспектность программы Летней школы, разнообразие специализаций лекторов, с удовольствием посетила мастер-класс с приглашенными адвокатами. Это на самом деле очень помогает определиться с той сферой, в которой молодой специалист желал бы развиваться. Наконец, не могу не отметить следующее: очень заинтересовала представленная вами магистерская программа, чего я от себя точно не ожидала, так как у меня была уверенность в том, что меня ничего, кроме "отрасль прав"* интересовать не может. В этом я ошиблась, чему несказанно рада – есть куда стремиться".

Анастасия Сударь (студентка НИУ ВШЭ, 2 курс магистратуры по направляеню "Право международной торговли"): «Мне очень понравилось в вашей школе и в проекте, спасибо большое за выбранный кейс! Я много слышала про дело, но никогда раньше не погружалась в него так глубоко. Мероприятие тоже понравилось, хотя конечно хотелось бы больше такого интерактива как наши проекты, хотелось бы больше времени на обсуждение и споры, но это скорее всего больше подходит для оффлайн формата»

Дарья Махота (студентка 3 курса факультета права НИУ ВШЭ): «Проект - замечательная возможность попробовать применить полученные знания в рамках Школы на практике, разыгрывая потенциально возможную ситуацию в реальности. Подготовка к итоговой презентации проекта - сложный, однако наиболее интересный этап проектной деятельности, так как активные дискуссии с коллегами, рассмотрения различных точек зрения и обмен идеями - то, что составляет бесценный опыт и помогает посмотреть на ситуацию в совершенно другом ракурсе».

Денис Гарвалов (студент 3 курса юридического факультета Крымского Федерального Университета): «Вообще в Летнюю школу я поступал с той целью, чтобы получить определенные знания, которые я в последствии могу получить на практике. Это были мои конкретные ожидания. Я вам хочу сказать, что они, в принципе, оправдались. Потому что я получил достаточно интересной информации, при этом, в очень интересном для меня формате. Преподавательский состав мне также пришелся по душе. И все лекции были сопровождены приятными на глаз презентациями, что также добавило, как говорится, в копилочку».

Светлана Макарова (студентка 2 курса факультета политологии НИУ ВШЭ): «Проект очень интересный как раз с практической точки зрения, потому что дал понимание той проблемы, которую мы разбирали и представим завтра, а мне, как политологу, очень нравится решать проблемы, то есть такая небольшая репетиция того, чем я могу заниматься в будущем».

Репортаж о Летней школе подготовлен студентами-репортерами НИУ ВШЭ:

Головаха Софья Алексеевна, Реклама и связи с общественностью, факультет коммуникаций, медиа и дизайна, 2 курс

Кагермазова Лиана Аслановна, Реклама и связи с общественностью, факультет коммуникаций, медиа и дизайна, 3 курс

Метелкина Анна Алексеевна, Международные отношения, факультет мировой экономики и мировой политики, 1 курс