Отчет с X Летней антикоррупционной школы
Открылась Летняя школа антикоррупционной политики ПУЛАП
5-го июля в Высшей школе экономики стартовала X Летняя школа антикоррупционной политики ПУЛАП «Право и этика в противодействии коррупции». Дистанционный формат проведения школы позволил привлечь участников из разных ВУЗов страны, а также студентов из зарубежных университетов. Не может не радовать "профессиональный" состав наших слушателей, среди которых не только будущие юристы и политологи, но также экономисты, финансисты, филологи, философы, биологи, специалисты в области государственного управления. Всех их объединяет интерес к антикоррупционной проблематике и желание получить новые знания о таком социально значимом явлении как коррупция и способах противодействия ей.
Первый день Летней школы
Второй день Летней школы
Третий день Летней школы
Завершение лекционной части Летней школы и старт практики. Слушатели реализуют проекты.
Закончилась теоретическая часть нашей Летней школы. Слушатели прослушали 10 интереснейших лекций по самым разным аспектам темы. Участникам было предложено на основе полученных знаний и своих тематических интересов выполнить практические проекты, в ходе реализации которых они могут применить полученные знания. Слушатели разбились на команды и под руководством кураторов приступили к работе. Сформировалось 5 проектных групп:
- Разработка карты коррупционных рисков для ведомства с учетом риск-ориентированного подхода (руководитель Е.А. Артеменко)
- Методы повышения этических стандартов в обществе, способных снизить коррупцию (на основе международного опыта и знаний о России) (руководитель А.Л. Мельникова)
- Имплементация этического кодекса в компании (руководитель А.А. Максименко)
- Моделирование судебного процесса по статье 19.28 КоАП "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица" (руководитель А.А. Рябов)
- Выработка Центром общественных процедур «Бизнес против коррупции» рекомендаций по защите прав предпринимателей от коррупционных практик (руководитель Таут С.В.)
Командам отведено 1,5 дня на мозговой штурм, чтобы обсудить проектную задачу с руководителем и членами команды, найти оптимальное решение и представить его конкурсной комиссии и другим командам! Желаем нашим слушателям удачи и с нетерпением ждем результатов!
Четвертый день Летней школы
Четвертый день был полностью посвящен работе над проектами. Участники разделились на группы, каждая из которых находится под руководством одного из преподавателей Летней школы. Команды работали над кейсами, максимально приближенными к реальным задачам и проблемам в сфере антикоррупционной политики, и готовились к финальным презентациям проектов. Такой формат деловых игр уже успел стать важнейшей частью программы Летней школы, которая задает практикоориентированный характер взаимодействия участников и экспертов. Мы поговорили с участниками и выяснили, как происходил выбор проекта и что именно их привлекло в предложенных Летней школой кейсах.
Что думают слушатели Летней школы о проектах
Пятый день Летней школы
Последний день Летней школы, презентация проектов и подведение итогов. День, когда наши слушатели смогли на практике с помощью решения реальных кейсов показать и применить полученные на лекциях знания. Все команды подготовили презентации по кейсам, чтобы продемонстрировать свою проектную работу коллегам и получить конструктивные оценки от экспертов школы.
Проект «Моделирование судебного процесса по статье 19.28 КоАП "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица"» (руководитель Рябов А.А.)
Проектная работа была продемонстрирована через инсценировку судебного процесса по делу, выбранному членами команды. Участники представили взаимодействие юридической кампании, представитель которой обвиняется во взяточничестве, со стороной государственного обвинения. Судьей выступил руководитель проекта, который суммировал особенности представленного судебного разбирательства.
Проект «Разработка карты коррупционных рисков для ведомства с учетом риск-ориентированного подхода» (руководитель Артеменко Е.А.)
Проектная группа представила свое видение формата карты коррупционных рисков для МЧС России. Участники изучили международный опыт по теме и обозначили ключевой элемент процесса составления карты коррупционных рисков – ранжирование рисков по степени их опасности. Члены команды выделили основные риски министерства, бизнеса и СМИ в модели их взаимоотношений с позиции допущения коррупционных проявлений, определили критерии выделения тех процессов, которые характеризуются высоким риском коррупционных правонарушений, а также обозначили возможные административные процедуры и иные меры по минимизации коррупции.
Проект "Методы повышения этических стандартов в обществе, способные снизить коррупцию, на примере покупки поддельного сертификата о вакцинации против Covid-19" (Руководитель Мельникова А.Л.)
Команда решила взять актуальную и злободневную тему покупки поддельных сертификатов, и проанализировала эту проблему с точки зрения антикоррупционной политики. Участники подготовили проект социальной рекламы, который поможет повысить уровень информированности граждан об опасности данного правонарушения и снизит спрос на поддельные сертификаты, тем самым снизив уровень коррупции.
Проект "Особенности имплементация этического кодекса в компании с государственным участием (ВУЗ)" (руководитель Максименко А.А.)
Команда решила взять актуальную и интересную тему ценностного управления и проанализировала эту проблему с точки зрения этического кодекса. Участники подготовили ряд аргументов к принятию этического кодекса в рамках гипотетического института и провели SWOT-анализ проекта по внедрению кодекса, тем самым качественно осветив данную проблему.
Проект "Выработка центром общественных процедур "Бизнес против коррупции" рекомендаций по защите прав предпринимателей от коррупционных практик" (руководитель Таут С.В.)
Команда представила реализацию модели деловой игры. Участники игры распределили роли стороны заявителя, представителя Следственного комитета, эксперта ЦОП "Бизнес против коррупции", представителя прокуратуры, а также представителя общественного совета и СМИ. Участники экспертно проанализировали материалы дела, и грамотно представили свои позиции в ходе дискуссии. Данная деловая игра позволила на практическом примере дела владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика рассмотреть феномен защиты бизнеса и прав предпринимателей путем общественной экспертизы. Участники проекта подчеркнули, что его практико-ориентированность является полезным опытом для дальнейшей работы.
Итоги проектной работы. Выбор победителя.
Члены жюри прослушали все презентации и оценили работу команд как продуктивную и интересную, отдельно отметили глубокую проработанность участниками своих тем. Как всегда, сделать выбор в пользу одной команды было сложно, но по итогам голосования победителем была объявлена команда Сергея Владимировича Таута, работавшая над проектом «Выработка Центром общественных процедур «Бизнес против коррупции» рекомендаций по защите прав предпринимателей от коррупционных практик». Члены жюри и лекторы отметили, что даже при условии того, что победитель только один, все команды поработали очень плодотворно, изучили огромный массив дополнительной информации по проекту, смогли его переработать, применить и подготовить интересные и креативные выступления.
Поздравляем команду Сергея Таута с победой и всех участников Летней школы с успешным завершением обучения!
Отзывы наших студентов по итогам Летней школы
Борис Лодягин, Санкт-Петербургский кампус НИУ ВШЭ: "Я надеялся, что это будет очень интересная школа. Я учусь сейчас в питерской Вышке на программе “Управление и аналитика в государственном секторе”, мне показалось, что это смежные сферы. Полученные на летней школе знания станут хорошим дополнением к моей основной программе. Считаю, что для госслужащих необходимо понимать основные принципы антикоррупционной политики и знать о превентивных мерах для предотвращения разных коррупционных нарушений. Хотелось погрузиться в эту тему. Лекции мне очень понравились. Больше всего понравилось, что коррупция, как явление, и антикоррупционная политика были рассмотрены с разных сторон. То есть был такой мультидисциплинарный подход, так как эксперты лаборатории осветили экономические (в том числе, с точки зрения институциональной экономики), политологические, социологические, и даже психологические аспекты данной темы. В первую очередь, я получил теоретические знания в сфере антикоррупционной политики. Лекции и проект в целом дали почву для размышления насчет того, как продолжать свой путь. Думаю, в академическом и карьерном плане стоит присмотреться к данному направлению".
Мирослава Фаворская, студентка юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова: «Впервые увидела объявление о наборе в Летнюю школу, когда подписалась на группу ВКонтакте в этом году, но, если бы знала о такой возможности раньше, непременно бы ей воспользовалась! Могу заметить высокий уровень теоретической программы — каждый преподаватель заинтересован в теме своей лекции, интерес лектора передаётся аудитории. Также акцент на практику значительно упрощает понимание сложных теоретических вопросов. Отдельно могу отметить лекции Таута С. В. и Рябова А. А. во многом из-за опоры на нормативный материал в части моих научных интересов. Замечу также высокую степень взаимодействия со слушателями в качестве преимущества спикеров. Хотелось бы отдельно поблагодарить организаторов Летней школы и Высшую школу экономики за то, что они предоставляют такие возможности для общения с преподавателями одного из ведущих университетов нашей страны каждому заинтересованному человеку!»
Спицин Кирилл, студент Института прокуратуры Саратовской государственной юридической академии: «Теоретическая часть программы Летней школы была по-настоящему насыщенной и практически полезной мне как будущему правоприменителю, так как позволила обратить внимание на множество аспектов явления коррупции, которые раннее мне были неизвестны или недостаточно ясны. Особенно положительные впечатления остались от лекции Пархоменко С. А., открывшей для меня новые горизонты аналитической деятельности в изучаемом направлении, а также от лекции Долотова Р. О., наполненной ярчайшими примерами и посвящённой актуальным практикоориентированным вопросам о проблемах защиты интересов предпринимателей. Думаю, что каждый участник также согласится, что вся информация, преподнесённая Долотовым Р. О., является не просто лекционным материалом, а настоящим методическим пособием. В целом, в лекциях спикеров было довольно много полезного материала для моей дальнейшей практической и академической деятельности. Могу отдельно отметить поднятый Поросенковым Г. А. вопрос изменения системы оценивания эффективности деятельности правоприменителей и выдвинутые им предложения по этой теме, поскольку лично для меня интерес представляли вопросы о том, какой порядок оценивания деятельности ведомств был бы более подходящим для РФ. Спикер смог системно представить перечень критических замечаний и предложений по изменению имеющейся системы, некоторые из которых были для меня в новинку».
Жан-Мишель Отелли, студент факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова: «Всё услышанное на лекциях мне представляется чрезвычайно важным багажом знаний, которые уж точно не бывают лишними. Очень интересной показалась идея многопрофильности Летней школы - лекции затрагивают сразу ряд направлений противодействия коррупции и повышения общей эффективности прозрачного, грамотного управления. Лично мне особенно запомнились лекции С. А. Пархоменко и А. А. Максименко. Серьёзность материала, проблематика затронутых тем действительно задают уровень Летней Школы. Наиболее важными в практическом смысле, с моей точки зрения, оказались также лекции Артеменко Е. А., Долотова Р. О, Поросенкова Г.А. и Рябова А. А. К счастью, программа Летней школы построена таким образом, что лекционные материалы, аналитика и наработки по теме могут иметь, по большей части, как прямой, прикладной характер, так и более общее, ценностно-ориентирующее значение для участников Летней школы. Некоторые идеи, факты и размышления натолкнули меня на собственные мысли, которые, полагаю, могут вылиться в полноценные исследования».
Асель Сайлаубай, руководитель Международной Академии медиации и переговоров "QORĞAU", член международного информационного агентства «4VLAST.KZ» Республики Казахстан: «Хочу сказать, что мне всегда интересно изучение новых материалов, нового видения на события, интересно знакомство с новыми людьми. Из каждого кейса можно взять что-то для себя – даже не просто для работы и трудовой деятельности, а просто для жизни: каждый, обращаясь в органы государственной власти к отдельным государственным служащим, сталкивается с определенными препятствиями в виде противоречий между законодательными актами, столкновений с личными инициативами и интересами госслужащих, полномочия и функции которых не всегда четко понятны. Лекционные материалы в этом контексте очень интересны, и каждые интересны по-своему. Я всегда очень хотела принимать участие в обмене опытом с коллегами из других стран. Периодически мне удается прослушивать дополнительные лекции, но эта Летняя школа для меня – новое направление для развития. Особенно мне понравилось изучение роли этики в мировом опыте противодействия коррупции – это новая тема для меня, проблематика которой в Казахстане имеет хороший потенциал к развитию. Хочу сказать, что я благодарна, что попала на данную программу!»
Клара Минасян, студентка магистерской программы «Комплаенс и профилактика правовых рисков в корпоративном, государственном и некоммерческом секторе» НИУ ВШЭ: "Летняя антикоррупционная школа - это замечательная возможность послушать и понять, каким образом само право обновляется и движется вперёд, благодаря комплаенсу. Перечень тренингов, лекций — это уникальные знания, которые можно почерпнуть только на подобных образовательных интенсивах. Летняя антикоррупционная школа привлекла меня именно опорой на общение с практиками и экспертами. Меня больше интересует антикоррупционное направление, которое касается общества, бизнеса. Данная тема затрагивалась на всех лекциях".
Ксения Леонтьева, студентка образовательной программы "Политология", НИУ ВШЭ: "Было интересно послушать практикующих юристов и экспертов, о том как система работает на практике. В ходе школы обсуждалось множество прикладных вопросов: куда обратиться в случае, если столкнулись с коррупцией; какое ответное поведение предлагать на коррупцию; как действовать в случае незаконного обвинения в коррупции. Это очень полезный опыт для дальнейшей работы".
Юлия Смирнова, студентка программы "Государственное и муниципальное управление", НИУ ВШЭ: "Я, как студентка НИУ ВШЭ, уже была знакома с ПУЛАП до этой летней школы, участвовала в их исследовательских проектах. Поэтому я уже знала, что получу новые знания о борьбе с коррупцией от высококвалифицированных преподавателей в понятном и интересном формате взаимодействия. Моя основная заключалась в получении юридических знаний по тематике школы, поскольку у меня нет юридического образования, хотелось немного с этого аспекта рассмотреть данное явление. Лекции в большинстве своем понравились, тяжело было воспринимать юридические темы, поскольку у меня нет юридического бэкграунда в специализации, и в этом плане немного было тяжело внимательно слушать. Но хочу отметить, что все лекторы старались объяснить свой материал в понятной форме для широкой аудитории. Возможно, мне не хватило в лекциях чуть большей демонстрации практического применения всех знаний с примерам из российской практики. С проектом мне безумно повезло. Я была в команде Анны Леонидовны Мельниковой, она мне очень понравилась как лектор, так и как руководитель. В моей команде были люди разных возрастов с различным опытом работы, мне было очень приятно с ними работать. У нас не возникало конфликтов, быстро получилось достичь единого мнения в видении результата проекта. И каждый участник внес существенный вклад в нашу общую работу. Я узнала много новой информации, получила новые знания, поскольку коррупция с юридического аспекта ранее мною вообще не была изучена, сейчас сложилась некая общая картинка в голове. Я получила опыт и знания, которые могут быть полезными мне в дальнейшем в учебе и в написании академических работ по моей основной специализации "Государственное и муниципальное управление".
Наталия Семенова, Georg-August University of Göttingen, European and transnational Intellectual property and Information technology Law: "Моими основными ожиданиями от летней школы были обсуждение и обмен мнениями с профессионалами и студентами проблемных вопросов развития антикоррупционной политики в России и в мире, проблемных вопросов этики и права в указанной сфере. Мне очень понравилось, что лекции затронули как теоретические, так и практические вопросы права и этики. Также положительно оцениваю, что лекции выражали различные точки зрения и отношения к вопросу определения коррупции как феномена. Достаточно подробно были раскрыты способы противодействия коррупции. Конкретно для меня не хватило информации по применению новых технологий, в частности искусственного интеллекта, в борьбе с коррупцией. Проекты всех команд были крайне интересные и очень качественно подготовленными, несмотря на сжатые сроки. Что касается моей команды, я получила большое удовольствие от работы над проектом, вклад каждого участника был значителен, обсуждения были очень разносторонними и глубокими. Я получила отличное теоретическое понимание коррупции как явления. Отметила для себя, что вопросы этики в вопросах противодействия коррупции имеют существенное значение. А также отметила, что для результативности крайне важна работа по формированию правового сознания гражданского общества по противодействию коррупции".
Репортаж о Летней школе подготовлен студентами-репортерами НИУ ВШЭ:
Берзин Владислав
Караваев Ольга
Лебедев Иван
Разуваева Илона