• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет с X Летней антикоррупционной школы

Открылась Летняя школа антикоррупционной политики ПУЛАП

5-го июля в Высшей школе экономики стартовала X Летняя школа антикоррупционной политики ПУЛАП «Право и этика в противодействии коррупции». Дистанционный формат проведения школы позволил привлечь участников из разных ВУЗов страны, а также студентов из зарубежных университетов. Не может не радовать "профессиональный" состав наших слушателей, среди которых не только будущие юристы и политологи, но также экономисты, финансисты, филологи, философы, биологи, специалисты в области государственного управления. Всех их объединяет интерес к антикоррупционной проблематике и желание получить новые знания о таком социально значимом явлении как коррупция и способах противодействия ей.

Первый день Летней школы

Первая лекция
Открыла программу X Летней школы лекция «Коррупция: природа, институциональные основы и типология. Основы антикоррупционной политики в РФ», которую прочитала заведующая лаборатории Дина Владимировна Крылова. Участники школы рассмотрели понятие и типологии коррупции с опорой на нормативно-правовые акты РФ, обсудили теоретические работы зарубежных авторов и современные аналитические документы. Лектор обратила внимание на эволюционный аспект формирования коррупции, т.е. рассмотрение коррупционной деятельности через получающий свое развитие на протяжении всей истории человеческого общества феномен власти, ориентированный на достижение статуса, привилегий и благ. Был озвучен интересный подход в понимании коррупции как явления через аналогию с развитием природного мира и естественно присущих человеку свойств. Помимо этого, особенное внимание получило восприятие коррупции как института в терминах Д. Норта: лектор подчеркнула актуальность институционализации коррупции, которая превращает коррупционные практики в «правила игры». Участники дискуссии вместе со спикером рассмотрели коррупцию в геополитике и ее деструктивный характер в контексте развития обществ и конкурентоспособности государств. Во время встречи удалось обсудить российские и зарубежные кейсы по противодействию коррупции и оценить характеристики систем разных стран, которые в той или иной мере способствуют распространению коррупции сегодня.
Вторая лекция
Во второй лекции, которую прочитал заместитель заведующего лабораторией Сергей Анатольевич Пархоменко «Антикоррупционные индексы, этические ценности и отношение к коррупции в различных культурах», студенты узнали о международных исследованиях в области коррупции, сравнении их подходов и оценке их эффективности в изучении коррупции. Лектор отметил, что изучение и измерение коррупции - это разные дисциплины, которые используют свои методики и подходы, рассмотрел способы измерения коррупции и основные концепции, такие как «принципал-агентская модель», «коррупция в системе координат коллективного действия» и «коррупция как метод преодоления управленческой неэффективности государства и его институтов». Сергей Анатольевич рассказал про важность социологии в изучении коррупции, ведь в зависимости от культуры, экономики и уровня развития страны варьируется восприятие и изучение коррупции, поэтому прямолинейное сравнения стран друг с другом не всегда может оказаться корректным. В отдельной части лекции лектор рассмотрел основные организации, которые занимаются измерением коррупции, их методики и основные проблемы подходов. Больше всего внимания было уделено индексу восприятия коррупции Transparency International, показателям качества государственного управления World Bank и индексу прозрачности.
Третья лекция
Третью лекцию «Роль этики в мировом опыте противодействия коррупции» прочитала эксперт Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики Анна Леонидовна Мельникова. Она специализируется на международном опыте противодействия коррупции и занимается вопросами антикоррупционного просвещения. В ходе лекции обсуждались различия в уровне коррупции в разных странах и причины, которые на это влияют. Так, Анна Леонидовна подробно рассмотрела кейсы стран, которые занимают лидирующие позиции в антикоррупционных рейтингах, среди которых Дания, Швейцария, Новая Зеландия, Австралия, Сингапур и другие. Также в лекции были освещены поведенческие теории, а именно теория рационального выбора и Sucker Mentality Theory, которые влияют на действия людей. Исторический экскурс показал слушателям взаимосвязь истории и современности, как вектор развития общества в прошлом непосредственно повлиял, в том числе, на отношение к коррупции в настоящем. Лектор рассказала о роли религиозной этики в формировании антикоррупционного мировоззрения; о становлении профессиональной государственной службы в XVII-XIX вв. в европейских странах (Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия); об исторических предпосылках антикоррупционного характера Новой Зеландии; и об антикоррупционных реформах Ли Куан Ю в Сингапуре. Также Анна Леонидовна привела интересные примеры антикоррупционной социальной рекламы. В ходе лекции было много обсуждений и вопросов со стороны участников.
Четвертая лекция
Четвертую лекцию “Антикоррупционная оптимизация кадровой политики и ценностное управление” провел эксперт лаборатории Александр Александрович Максименко. Он рассказал участникам о том, как правильно подбирать персонал в соответствии с антикоррупционной политикой и ценностным управлением. Лектор отметил, что антикоррупционная политика не сводится только к пониманию юридических терминов. Слушатели узнали о том, как Т. Питерс (ведущий американский специалист в области менеджмента) проследил взаимосвязь экономических циклов и развития компании в разных странах. Далее лектор рассказал, что такое ценностное управление и почему колокол является его символом. Также лектор отметил, что большинство российских компаний, согласно опросу НИУ ВШЭ, не знают о ценностном управлении, хотя это является очень важным управленческим понятием. На лекции разобрали 5 кейсов о пользе ценностного управления на примере зарубежных и российских компаний. Лектор рассказал о различных исследованиях и книгах, посвященных теме лекции. Особенно интересным было исследование Александра Александровича, где ценностный подход был продемонстрирован на примере героев из “Собачьего Сердца” М. Булгакова.

Второй день Летней школы

Первая лекция
Второй день Летней школы открылся лекцией на тему "Основные направления государственной антикоррупционной политики в Российской Федерации" которую прочитал ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения, эксперт ПУЛАП - Артем Михайлович Цирин. В своем выступлении лектор затронул исторические аспекты коррупции, рассказал о проявлениях коррупции в Древней Руси. Основная часть лекции была посвящена современной национальной стратегии противодействия коррупции в РФ. Так, Артем Михайлович подробно рассказал о конституционно-правовых основах противодействия коррупции, фокусируясь на отдельных статьях Конституции РФ и поправках; а также проанализировал федеральные законы в сфере противодействия коррупции. Помимо этого, в лекции были упомянуты международно-правовые основы противодействия коррупции, а также лектор рассказ слушателям как международные стандарты имплементированы в законодательство России. Кроме того, обсуждались особенности нормативного определения коррупции, институциональные механизмы противодействии коррупции (среди которых борьба с коррупцией, её предупреждение, и ликвидация последствий коррупционных правонарушений). В лекции были освещены уровни правовой регуляции противодействия коррупции на территории РФ (федеральный, субъектов, муниципальный, локальных образований); описаны организационные основы противодействия коррупции, и субъекты антикоррупционной деятельности. Артем Михайлович представил этапы развития национального антикоррупционного законодательства: стоит отметить, что на данный момент РФ находится на этапе систематизации и актуализации законодательства о противодействии коррупции, проводится постоянный мониторинг эффективности антикоррупционной политики.
Вторая лекция
Вторая лекция «Реформа контрольно-надзорной деятельности в части противодействия коррупции», которую провел эксперт проектно-учебной лаборатории Егор Александрович Артеменко, познакомила участников с особенностями актуальных форм контроля деятельности предпринимателей и современными механизмами минимизации коррупционных рисков в организациях. Большое внимание лектор уделил нормативным аспектам, сопровождающим развитие контрольно-надзорной деятельности в РФ, ключевыми бенефициарами которого являются государство, бизнес и граждане. Егор Александрович отметил основные положения и черты современного законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности и заметил, что наиболее эффективной стратегией в борьбе с нарушениями представляется внедрение риск-ориентированного подхода, системы профилактики нарушений и отказ от сплошного и жесткого контроля предпринимателей. В ходе лекции участникам также познакомились с международным опытом осуществления контрольно-надзорной деятельности в контексте оценки эффективности мер, реализуемых в РФ в этой области. Кроме того, эксперт более подробно рассказал о проекте по предупреждению коррупционных проявлений в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности: о создании карт коррупционных рисков и стимулировании добросовестного поведения как о важных механизмах минимизации возможностей распространения коррупции. По мнению Егора Александровича, концентрация на мерах по борьбе с коррупцией в рамках контрольно-надзорной деятельности сегодня проявляется также в развитии инструментов обратной связи, совершенствовании механизмов ротации служащих и применении информационных технологий в системе контроля.
Третья лекция
В третьей лекции, которую прочитал заместитель руководителя антикоррупционной лаборатории и практикующий юрист Сергей Владимирович Таут “Комплаенс как инструмент минимизации коррупционных рисков в организации”, студенты узнали о принципах функционирования методики комплаенс, применяемой юридическими лицами, для контроля над исполнением должностных обязательств. Сергей Владимирович рассказал и объяснил собственную дефиницию этого понятия и вместе со студентами выделил основные виды комплаенcа. Основным фокусом этой лекции стал антикоррупционный комплаенс, но были кратко рассмотрены и другие, не менее значимые виды комплаенса. Сергей Владимирович обратил внимание на возросшую потребность в комплаенсе в организациях и пояснил, почему применение комплаенса юридическими лицами выгоднее, чем его неприменение. Кроме того, Сергей Владимирович, наглядно показал, как компании с помощью комплаенса могут минимизировать риски, рассказал какие санкции применялись к компаниям в рамках антикоррупционной политики и почему выгодно содержать комплаенс-подразделение. В конце лекции в качестве примера был рассмотрен показательный реальный кейс, связанный с мошенничеством в сфере трудовых отношений, а после обсуждены тонкости функционирования правового поля и шаги к построению полноценной комплаенс системы.
Четвертая лекция
В четвертой лекции, которую прочитал эксперт антикоррупционной лаборатории, кандидат юридических наук и практикующий адвокат Руслан Олегович Долотов “Коррупция в сфере уголовного преследования предпринимателей”, студенты узнали о том, какие правовые риски могут возникнуть при столкновении с «ангажированными» представителями федеральных государственных органов. Для наглядности Руслан Олегович представил градацию вероятностей взаимодействия с коррумпированными сотрудниками в различных государственных органах. Также лектор объяснил, как происходит уголовное преследование предпринимателей и рассказал про существующие тонкости и нюансы. Разъяснил, какие права есть у предпринимателей и юристов, и как необходимо себя вести во время взаимодействия с представителями государственных органов. Кроме того, Руслан Олегович описал какое поведение присуще коррумпированным сотрудникам и рассказал каким образом нужно правильно вести себя с оперативными сотрудниками и представителями следственных органов, с какими государственными органами лучше взаимодействовать, чтобы избежать контакта с коррумпированными чиновниками и не попасть в коррупционный конфликт.

Третий день Летней школы

Первая лекция
Финальный лекционный день начался с выступления эксперта лаборатории Геннадия Андреевича Поросенкова на тему «Коррупция и KPIs правоприменителей». Лектор обратил внимание на важные аспекты противодействия коррупции в рамках деятельности по определению эффективности работы ведомств. Была отмечена актуальность процессов совершенствования законодательства и модернизации KPI’s сотрудников правоохранительных органов, с которыми связываются изменения в стимулах работников системы в достижении ими материального вознаграждения. Геннадий Андреевич обсудил с участниками встречи существующие метрики для оценки эффективности работы правоохранительных органов и проиллюстрировал особенности расчета оценок деятельности органов МВД России через реальные показатели и отчетные документы ведомств. В режиме реального времени была проведена интересная дискуссия по поводу релевантности действующего сегодня соотношения ведомственной и вневедомственной оценки в составлении общего показателя эффективности работы правоохранительных органов. Также участники летней школы обсудили современные вопросы связи между показателями KPI’s и рисками совершения коррупционных действий и возможные пути решения выявленных проблем. Актуальным для ведомств остается вопрос совершенствования методологии расчета KPI’s и стремление отслеживать отклонения в системной работе через развитие механизмов обратной связи.
Вторая лекция
Заключительную лекцию лекционной части Летней школы на тему "Защита заявителей о совершении коррупционных нарушений" провел эксперт лаборатории Алексей Александрович Рябов А. А., который в ходе лекции рассказал слушателям о причинах, по которым необходимо защищать заявителей о коррупции и о связанных с этим возникающих проблемах и ограничениях. Эксперт представил исторический экскурс об отношении к заявителям в разные периоды истории России, начиная с допетровских времен и до нашего времени. Стоит отметить, что молодое поколение свободно от стереотипов о заявлениях о фактах коррупции как о «стукачестве». Сообщить о факте коррупции – это то, что должен сделать каждый ответственный гражданин, в случае столкновения с ней. Но при этом необходимо помнить, что это всегда риск для заявителя о коррупции. Он рискует всегда, поскольку становится противником коррупционера. Алексей Александрович подробно рассказал о Конвенции ООН против коррупции, а также об имплементации некоторых международных антикоррупционных норм в российское законодательство. В ходе дискуссии участники делились своими идеями возможных механизмов защиты заявителей о коррупции. Лектор отметил, что самыми эффективными способами сегодня являются анонимность и конфиденциальность. Алексей Александрович также рассказал о показательных кейсах защиты и перспективах внедрения систем компенсационных мер для заявителей.

Завершение лекционной части Летней школы и старт практики. Слушатели реализуют проекты.

Закончилась теоретическая часть нашей Летней школы. Слушатели прослушали 10 интереснейших лекций по самым разным аспектам темы. Участникам было предложено на основе полученных знаний и своих тематических интересов выполнить практические проекты, в ходе реализации которых они могут применить полученные знания. Слушатели разбились на команды и под руководством кураторов приступили к работе. Сформировалось 5 проектных групп:

  1. Разработка карты коррупционных рисков для ведомства с учетом риск-ориентированного подхода (руководитель Е.А. Артеменко)
  2. Методы повышения этических стандартов в обществе, способных снизить коррупцию (на основе международного опыта и знаний о России) (руководитель А.Л. Мельникова)
  3. Имплементация этического кодекса в компании (руководитель А.А. Максименко)
  4. Моделирование судебного процесса по статье 19.28 КоАП "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица" (руководитель А.А. Рябов)
  5. Выработка Центром общественных процедур «Бизнес против коррупции» рекомендаций по защите прав предпринимателей от коррупционных практик (руководитель Таут С.В.)

Командам отведено 1,5 дня на мозговой штурм, чтобы обсудить проектную задачу с руководителем и членами команды, найти оптимальное решение и представить его конкурсной комиссии и другим командам! Желаем нашим слушателям удачи и с нетерпением ждем результатов!

Четвертый день Летней школы

Четвертый день был полностью посвящен работе над проектами. Участники разделились на группы, каждая из которых находится под руководством одного из преподавателей Летней школы. Команды работали над кейсами, максимально приближенными к реальным задачам и проблемам в сфере антикоррупционной политики, и готовились к финальным презентациям проектов. Такой формат деловых игр уже успел стать важнейшей частью программы Летней школы, которая задает практикоориентированный характер взаимодействия участников и экспертов. Мы поговорили с участниками и выяснили, как происходил выбор проекта и что именно их привлекло в предложенных Летней школой кейсах.

Что думают слушатели Летней школы о проектах

Мирослава Фаворская
Мирослава Фаворская, студентка 4-го курса юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, участница проекта «Разработка карты коррупционных рисков для ведомства с учетом риск-ориентированного подхода»: «Более всего в лекционной части программы Летней школы мне понравилась встреча с Артеменко Е. А., впечатления от которой позволили быстро определиться с выбором проекта. Привлекло четкое понимание поставленной задачи на проекте и своей роли в нем. Выбранный мною проект напрямую затрагивает вопросы противодействия коррупции и обстоятельств, обуславливающих ее. Также важными критериями моего выбора выступили наличие достаточных знаний в части нормативного материала по заданной тематике и интерес проработать данный вопрос до уровня проекта и послушать мнения и иные точки зрения коллег по теме для полноценного и объективного взгляда на проблемы коррупции»
Жан-Мишель Отелли
Жан-Мишель Отелли, студент 1-го курса факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, участник проекта «Разработка карты коррупционных рисков для ведомства с учетом риск-ориентированного подхода»: «Проект, в котором я участвую, напрямую соотносится с практической реализацией антикоррупционной деятельности. И здесь, от сугубо научных интересов до больших планов, полезного можно отметить немало для многих целей сразу. Годы работы над разными проблемами доказали гениальность следующего подхода: ищи проблему - корень всегда предопределяет, какое дерево вырастит и долго ли оно будет стоять. Поэтому я посчитал, что идея построения карты коррупционных рисков в рамках предложенного проекта, то есть анализ всевозможных "проколов" в механизмах управления, является, быть может, лучшим способом борьбы за чистоту мира сего».
Валерия Середа
Валерия Середа, студентка юридического факультета Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина: "Записываясь на летнюю школу, я искренне верила в то, что разработанная программа позволит получить новые знания, но совсем не верила в то, что онлайн занятия позволят пройти курс успешно. Тем не менее, преподаватели проводили интерактивные занятия с обратной связью, тем самым всячески помогали нам включиться. Во время проведения самих занятий мне понравилось присутствие поддержки со стороны преподавателей, желание детально всё рассказать и поделиться своими знаниями. В настоящее время мы активно трудимся над проектом. Вся команда достаточно активная. Нас поддерживает наш руководитель проекта, Максименко Александр Александрович. Познакомились мы с ним в первый день летней школы, но я уже тогда определила его как руководителя проекта. Меня заинтересовала актуальная тема его лекции. Более того, эта тема входит в круг моих интересов в рамках университета. На сегодняшний день, являясь участником летней школы, я поняла, что не стоит противиться новых знаний, особенно если эти знания вкладываю такие достойные люди, как наши лекторы. Уверена, в следующем году количество участников из моего ВУЗа, Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина, в разы увеличится!"
Кирилл Спицин
Спицин Кирилл, студент 3-го курса Института прокуратуры Саратовской государственной юридической академии, участник проекта "Моделирование судебного процесса по статье 19.28 КоАП "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица" в рамках Летней школы: «Выбранный проект, реализуемый под руководством Рябова А.А., привлёк меня возможностями получения практического опыта в области взаимодействия сторон судебного процесса и обмена правовым и организационным опытом с другими участниками Летней школы. Мне интересно получить новые знания в рамках рассматриваемого направления, тем более учитывая высокий профессионализм руководителя проекта. После первых обсуждений в рамках выбранного проекта мне выпала роль представлять сторону государственного обвинения в судебном процессе, что было предопределено местом моего обучения и будущей профессией. Работа уже представляется мне интересной, поскольку на обсуждении проекта было представлено множество вариантов его реализации и в процессе удалось обменяться полезными знаниями по теме с коллегами. Проект будет представлен в форме инсценировки судебного процесса по фабуле конкретного дела, которое будет сформулировано нашей командой».  
Анна Бакалдина
Анна Бакалдина, студентка юридического факультета Томского государственного университета: "Лекции мне очень интересны, так как моя сфера профессиональных и научных интересов связана с антикоррупционной политикой и на школе, я рассчитываю для себя получить информацию для размышления, подчерпнуть что-то новое. Работа над проектом идёт весьма интенсивно, у нас сформировалась хорошая команда и много информации удалось найти. Тему я выбрала "Методы повышения этических стандартов в обществе, способных снизить уровень коррупцию (на основе международного опыта и знаний о России)". Я выбрала эту тему проекта, так как я готовлю статью и я понимаю, что мне не хватает идей и материала. В данном случае мозговой штурм, совместная работа и ограниченные сроки могут способствовать новым идеям".
Александр Старовойтов
Александр Старовойтов, студент Российского государственного социального университета: "На данный момент наш проект готов, было очень сложно определиться с его темой, потому что мы все имеем разные интересы и образования. Я предложил свою тему, связанную с миграцией, и ее, на мой взгляд, высоко оценили, и даже были мысли отката к ней, когда мы столкнулись с первыми трудностями в выбранной теме. Между тем, я не жалею, что мы выбрали тему покупки фальшивых прививочных сертификатов, это сейчас довольно злободневная тема, с которой мы сталкиваемся впервые. Сегодня, к сожалению, не видно конца и края пандемии, и наша тема, опять-таки, к сожалению, останется актуальной на длительный срок. Я доволен, что я попал в эту команду, поскольку у нас есть опытные люди и мне интересно наблюдать за ходом их мыслей, возникающими у них идеями. Было комфортно работать с Мельниковой Анной Леонидовной. И я рад, что внес свой вклад в наш групповой проект".
Борис Лодягин
Борис Лодягин, студент образовательной программы "Управление и аналитика в государственном секторе" НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге: "Наш проект связан с имплементацией этического кодекса в ВУЗе. Работа сейчас идёт прекрасно, мы как раз готовимся к защите. Скоро будем созваниваться и проводить небольшую репетицию к завтрашнему выступлению. Основные моменты и аргументация за и против подготовлены. Сложнее всего, как мне кажется, было подобрать аргументы против, особенно если учитывать, что мы рассматривали этический кодекс в контексте внедрения принципов противодействия коррупции. Команда у нас прекрасная, надеюсь мы сможем показать хороший результат по итогам работы. Я очень благодарен нашему руководителю – Александру Александровичу Максименко, очень приятно работать под его руководством. Александр Александрович даёт нам необходимую информацию, всю теоретическую базу, поэтому у нас не возникает особых трудностей".
Вероника Свергун
Вероника Свергун, студентка 4 курса Юридического института Томского государственного университета: "Причинами выбора проекта Сергея Владимировича (модель рассмотрения жалобы в центре "Бизнес против коррупции") стали: 1. Возможность исследовать общественную процедуру защиты прав и законных интересов предпринимателей в игровой форме. Тем более Центр "Бизнес против коррупции" занимает интересное положение среди других общественных организаций занимающихся защитой юридических лиц. 2. Неоднозначный кейс, выбранный для рассмотрения. Обвинения в содействии терроризму актуальны в сегодняшней правовой действительности. Вспомним ФЗ-115 ("О финансировании терроризма"). 3. Анализ мнений противоположных сторон, их доказательств. Выработка позиции по делу. Мне досталась роль эксперта в деле. Знания, полученные в ходе школы, планирую применять в игровых моделях рассмотрения жалоб общественными организациями. И, вероятно, для написания научных работ".
Владислав Чуркин
Владислав Чуркин, магистрант образовательной программы "Правовое сопровождение предпринимательской деятельности" ФГБОУ ВО "РГГУ": "Я принимал участие в летней школе в прошлом году, поэтому мне был известен формат, подход к организации. Вчера я накидал свои мысли по проекту, направил в наш чат, сегодня мы в 10 часов утра созвонились, обсудили некоторые аспекты и коллеги начали заниматься своей частью проекта. Хочется отметить, уже на протяжение двух лет очень активные попадаются студенты, действительно на них можно положиться и они всегда готовы взять на себя долю ответственности за определенную часть проекта. Когда опубликовали проекты, мне было достаточно любопытно, хотелось во всех проектах поучаствовать, поскольку это уникальная возможность действительно на практике какие-то моменты прощупать. Лекции это, конечно же, хорошо, но этого материала недостаточно, подкрепление теории практикой даёт намного больше пользы и готовит студентов, которые, в частности, этими вопросами собираются заниматься на профессиональной основе, к каким-то реальным кейсам и ситуациям. Эту практику я вынес для себя из летней школы и с удовольствием понаблюдаю за защитой проектов, которая будет проходить завтра".
Снежана Виданова
Снежана Виданова, Санкт-Петербургский государственный университет, юриспруденция: "Я Выбрала проект «Выработка Центром общественных процедур «Бизнес против коррупции» рекомендаций по защите прав предпринимателей от коррупционных практик», потому что в его основу положен реальный кейс. Не первый раз участвую в школах НИУ ВШЭ, знаю как вышкинцы «закручивают сюжеты». Полагаю, интересно будет проанализировать мнения и факты сторон, прийти к справедливому и обоснованному решению, возможно, который противоречит реальному исходу ситуации. Формат нашего трека требует нестандартного мышления, упорной работы, изучения значительного массива информации в короткий срок. Говоря о школе, стоит отметить, что преподаватели задают высокую планку, видят в студентах не учеников, а полноценных коллег - приходится соответствовать. Наиболее запоминающейся стала лекция Г. Поросенкова «Коррупция и KPIs правоприменителей». Геннадий доступно и интерактивно преподнес сложный материал. Поскольку я планирую работать в государственных органах, то приобретённые знания необходимы в моей будущей работе, спасибо НИУ ВШЭ за такую возможность! С нетерпением жду новых школ!".
Алексей Морозов
Алексей Морозов, студент биологический факультет МГУТУ им. К.Г.Разумовского(ПКУ): "Я не юрист. И знаний особых в данной области у меня нет. Поэтому главной целью было получить знания по основам. Как по мне получил чуть больше, поэтому рад. Все отлично, однако я не присутствовал на 2,5 лекциях. Но опять-таки есть презентации, в который все достаточно хорошо описано. В процессе, сейчас будем собираться и репетировать. Хорошая команда. В основном все, что касается различных специальных служб и их кипиай для меня было новым и полезным".

Пятый день Летней школы

Последний день Летней школы, презентация проектов и подведение итогов. День, когда наши слушатели смогли на практике с помощью решения реальных кейсов показать и применить полученные на лекциях знания. Все команды подготовили презентации по кейсам, чтобы продемонстрировать свою проектную работу коллегам и получить конструктивные оценки от экспертов школы. 

Проект «Моделирование судебного процесса по статье 19.28 КоАП "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица"» (руководитель Рябов А.А.)

Проектная работа была продемонстрирована через инсценировку судебного процесса по делу, выбранному членами команды. Участники представили взаимодействие юридической кампании, представитель которой обвиняется во взяточничестве, со стороной государственного обвинения. Судьей выступил руководитель проекта, который суммировал особенности представленного судебного разбирательства.

Проект «Разработка карты коррупционных рисков для ведомства с учетом риск-ориентированного подхода» (руководитель Артеменко Е.А.)

Проектная группа представила свое видение формата карты коррупционных рисков для МЧС России. Участники изучили международный опыт по теме и обозначили ключевой элемент процесса составления карты коррупционных рисков – ранжирование рисков по степени их опасности. Члены команды выделили основные риски министерства, бизнеса и СМИ в модели их взаимоотношений с позиции допущения коррупционных проявлений, определили критерии выделения тех процессов, которые характеризуются высоким риском коррупционных правонарушений, а также обозначили возможные административные процедуры и иные меры по минимизации коррупции.

Проект "Методы повышения этических стандартов в обществе, способные снизить коррупцию, на примере покупки поддельного сертификата о вакцинации против Covid-19" (Руководитель Мельникова А.Л.)

Команда решила взять актуальную и злободневную тему покупки поддельных сертификатов, и проанализировала эту проблему с точки зрения антикоррупционной политики. Участники подготовили проект социальной рекламы, который поможет повысить уровень информированности граждан об опасности данного правонарушения и снизит спрос на поддельные сертификаты, тем самым снизив уровень коррупции.

Проект "Особенности имплементация этического кодекса в компании с государственным участием (ВУЗ)" (руководитель Максименко А.А.)

Команда решила взять актуальную и интересную тему ценностного управления и проанализировала эту проблему с точки зрения этического кодекса. Участники подготовили ряд аргументов к принятию этического кодекса в рамках гипотетического института и провели SWOT-анализ проекта по внедрению кодекса, тем самым качественно осветив данную проблему.

Проект "Выработка центром общественных процедур "Бизнес против коррупции" рекомендаций по защите прав предпринимателей от коррупционных практик" (руководитель Таут С.В.)

Команда представила реализацию модели деловой игры. Участники игры распределили роли стороны заявителя, представителя Следственного комитета, эксперта ЦОП "Бизнес против коррупции", представителя прокуратуры, а также представителя общественного совета и СМИ. Участники экспертно проанализировали материалы дела, и грамотно представили свои позиции в ходе дискуссии. Данная деловая игра позволила на практическом примере дела владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика рассмотреть феномен защиты бизнеса и прав предпринимателей путем общественной экспертизы. Участники проекта подчеркнули, что его практико-ориентированность является полезным опытом для дальнейшей работы.   

Итоги проектной работы. Выбор победителя.

Члены жюри прослушали все презентации и оценили работу команд как продуктивную и интересную, отдельно отметили глубокую проработанность участниками своих тем. Как всегда, сделать выбор в пользу одной команды было сложно, но по итогам голосования победителем была объявлена команда Сергея Владимировича Таута, работавшая над проектом «Выработка Центром общественных процедур «Бизнес против коррупции» рекомендаций по защите прав предпринимателей от коррупционных практик». Члены жюри и лекторы отметили, что даже при условии того, что победитель только один, все команды поработали очень плодотворно, изучили огромный массив дополнительной информации по проекту, смогли его переработать, применить и подготовить интересные и креативные выступления.

Поздравляем команду Сергея Таута с победой и всех участников Летней школы с успешным завершением обучения!

Отзывы наших студентов по итогам Летней школы

Борис Лодягин, Санкт-Петербургский кампус НИУ ВШЭ: "Я надеялся, что это будет очень интересная школа. Я учусь сейчас в питерской Вышке на программе “Управление и аналитика в государственном секторе”, мне показалось, что это смежные сферы. Полученные на летней школе знания станут хорошим дополнением к моей основной программе. Считаю, что для госслужащих необходимо понимать основные принципы антикоррупционной политики и знать о превентивных мерах для предотвращения разных коррупционных нарушений. Хотелось погрузиться в эту тему. Лекции мне очень понравились. Больше всего понравилось, что коррупция, как явление, и антикоррупционная политика были рассмотрены с разных сторон. То есть был такой мультидисциплинарный подход, так как эксперты лаборатории осветили экономические (в том числе, с точки зрения институциональной экономики), политологические, социологические, и даже психологические аспекты данной темы. В первую очередь, я получил теоретические знания в сфере антикоррупционной политики. Лекции и проект в целом дали почву для размышления насчет того, как продолжать свой путь. Думаю, в академическом и карьерном плане стоит присмотреться к данному направлению".

Мирослава Фаворская, студентка юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова: «Впервые увидела объявление о наборе в Летнюю школу, когда подписалась на группу ВКонтакте в этом году, но, если бы знала о такой возможности раньше, непременно бы ей воспользовалась! Могу заметить высокий уровень теоретической программы — каждый преподаватель заинтересован в теме своей лекции, интерес лектора передаётся аудитории. Также акцент на практику значительно упрощает понимание сложных теоретических вопросов. Отдельно могу отметить лекции Таута С. В. и Рябова А. А. во многом из-за опоры на нормативный материал в части моих научных интересов. Замечу также высокую степень взаимодействия со слушателями в качестве преимущества спикеров. Хотелось бы отдельно поблагодарить организаторов Летней школы и Высшую школу экономики за то, что они предоставляют такие возможности для общения с преподавателями одного из ведущих университетов нашей страны каждому заинтересованному человеку!»

Спицин Кирилл, студент Института прокуратуры Саратовской государственной юридической академии: «Теоретическая часть программы Летней школы была по-настоящему насыщенной и практически полезной мне как будущему правоприменителю, так как позволила обратить внимание на множество аспектов явления коррупции, которые раннее мне были неизвестны или недостаточно ясны. Особенно положительные впечатления остались от лекции Пархоменко С. А., открывшей для меня новые горизонты аналитической деятельности в изучаемом направлении, а также от лекции Долотова Р. О., наполненной ярчайшими примерами и посвящённой актуальным практикоориентированным вопросам о проблемах защиты интересов предпринимателей. Думаю, что каждый участник также согласится, что вся информация, преподнесённая Долотовым Р. О., является не просто лекционным материалом, а настоящим методическим пособием. В целом, в лекциях спикеров было довольно много полезного материала для моей дальнейшей практической и академической деятельности. Могу отдельно отметить поднятый Поросенковым Г. А. вопрос изменения системы оценивания эффективности деятельности правоприменителей и выдвинутые им предложения по этой теме, поскольку лично для меня интерес представляли вопросы о том, какой порядок оценивания деятельности ведомств был бы более подходящим для РФ. Спикер смог системно представить перечень критических замечаний и предложений по изменению имеющейся системы, некоторые из которых были для меня в новинку».

Жан-Мишель Отелли, студент факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова: «Всё услышанное на лекциях мне представляется чрезвычайно важным багажом знаний, которые уж точно не бывают лишними. Очень интересной показалась идея многопрофильности Летней школы - лекции затрагивают сразу ряд направлений противодействия коррупции и повышения общей эффективности прозрачного, грамотного управления. Лично мне особенно запомнились лекции С. А. Пархоменко и А. А. Максименко. Серьёзность материала, проблематика затронутых тем действительно задают уровень Летней Школы. Наиболее важными в практическом смысле, с моей точки зрения, оказались также лекции Артеменко Е. А., Долотова Р. О, Поросенкова Г.А. и Рябова А. А. К счастью, программа Летней школы построена таким образом, что лекционные материалы, аналитика и наработки по теме могут иметь, по большей части, как прямой, прикладной характер, так и более общее, ценностно-ориентирующее значение для участников Летней школы. Некоторые идеи, факты и размышления натолкнули меня на собственные мысли, которые, полагаю, могут вылиться в полноценные исследования».

Асель Сайлаубай, руководитель Международной Академии медиации и переговоров "QORĞAU", член международного информационного агентства «4VLAST.KZ» Республики Казахстан: «Хочу сказать, что мне всегда интересно изучение новых материалов, нового видения на события, интересно знакомство с новыми людьми. Из каждого кейса можно взять что-то для себя – даже не просто для работы и трудовой деятельности, а просто для жизни: каждый, обращаясь в органы государственной власти к отдельным государственным служащим, сталкивается с определенными препятствиями в виде противоречий между законодательными актами, столкновений с личными инициативами и интересами госслужащих, полномочия и функции которых не всегда четко понятны. Лекционные материалы в этом контексте очень интересны, и каждые интересны по-своему. Я всегда очень хотела принимать участие в обмене опытом с коллегами из других стран. Периодически мне удается прослушивать дополнительные лекции, но эта Летняя школа для меня – новое направление для развития. Особенно мне понравилось изучение роли этики в мировом опыте противодействия коррупции – это новая тема для меня, проблематика которой в Казахстане имеет хороший потенциал к развитию. Хочу сказать, что я благодарна, что попала на данную программу!»

Клара Минасян, студентка магистерской программы «Комплаенс и профилактика правовых рисков в корпоративном, государственном и некоммерческом секторе» НИУ ВШЭ: "Летняя антикоррупционная школа - это замечательная возможность послушать и понять, каким образом само право обновляется и движется вперёд, благодаря комплаенсу. Перечень тренингов, лекций — это уникальные знания, которые можно почерпнуть только на подобных образовательных интенсивах. Летняя антикоррупционная школа привлекла меня именно опорой на общение с практиками и экспертами. Меня больше интересует антикоррупционное направление, которое касается общества, бизнеса. Данная тема затрагивалась на всех лекциях".

Ксения Леонтьева, студентка образовательной программы "Политология", НИУ ВШЭ: "Было интересно послушать практикующих юристов и экспертов, о том как система работает на практике. В ходе школы обсуждалось множество прикладных вопросов: куда обратиться в случае, если столкнулись с коррупцией; какое ответное поведение предлагать на коррупцию; как действовать в случае незаконного обвинения в коррупции. Это очень полезный опыт для дальнейшей работы". 

Юлия Смирнова, студентка программы "Государственное и муниципальное управление", НИУ ВШЭ: "Я, как студентка НИУ ВШЭ, уже была знакома с ПУЛАП до этой летней школы, участвовала в их исследовательских проектах. Поэтому я уже знала, что получу новые знания о борьбе с коррупцией от высококвалифицированных преподавателей в понятном и интересном формате взаимодействия. Моя основная заключалась в получении юридических знаний по тематике школы, поскольку у меня нет юридического образования, хотелось немного с этого аспекта рассмотреть данное явление. Лекции в большинстве своем понравились, тяжело было воспринимать юридические темы, поскольку у меня нет юридического бэкграунда в специализации, и в этом плане немного было тяжело внимательно слушать. Но хочу отметить, что все лекторы старались объяснить свой материал в понятной форме для широкой аудитории. Возможно, мне не хватило в лекциях чуть большей демонстрации практического применения всех знаний с примерам из российской практики. С проектом мне безумно повезло. Я была в команде Анны Леонидовны Мельниковой, она мне очень понравилась как лектор, так и как руководитель. В моей команде были люди разных возрастов с различным опытом работы, мне было очень приятно с ними работать. У нас не возникало конфликтов, быстро получилось достичь единого мнения в видении результата проекта. И каждый участник внес существенный вклад в нашу общую работу. Я узнала много новой информации, получила новые знания, поскольку коррупция с юридического аспекта ранее мною вообще не была изучена, сейчас сложилась некая общая картинка в голове. Я получила опыт и знания, которые могут быть полезными мне в дальнейшем в учебе и в написании академических работ по моей основной специализации "Государственное и муниципальное управление".

Наталия Семенова, Georg-August University of Göttingen, European and transnational Intellectual property and Information technology Law: "Моими основными ожиданиями от летней школы были обсуждение и обмен мнениями с профессионалами и студентами проблемных вопросов развития антикоррупционной политики в России и в мире, проблемных вопросов этики и права в указанной сфере.  Мне очень понравилось, что лекции затронули как теоретические, так и практические вопросы права и этики. Также положительно оцениваю, что лекции выражали различные точки зрения и отношения к вопросу определения коррупции как феномена. Достаточно подробно были раскрыты способы противодействия коррупции. Конкретно для меня не хватило информации по применению новых технологий, в частности искусственного интеллекта, в борьбе с коррупцией.  Проекты всех команд были крайне интересные и очень качественно подготовленными, несмотря на сжатые сроки. Что касается моей команды, я получила большое удовольствие от работы над проектом, вклад каждого участника был значителен, обсуждения были очень разносторонними и глубокими.  Я получила отличное теоретическое понимание коррупции как явления. Отметила для себя, что вопросы этики в вопросах противодействия коррупции имеют существенное значение.  А также отметила, что для результативности крайне важна работа по формированию правового сознания гражданского общества по противодействию коррупции".

Репортаж о Летней школе подготовлен студентами-репортерами НИУ ВШЭ:

Берзин Владислав

Караваев Ольга

Лебедев Иван

Разуваева Илона