• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ОТЧЕТ: 1 день Летней школы

Отчет об XI Летней антикоррупционной школы

4 июля открылась наша ежегодная Летняя антикоррупционная школа. В этом году к нам пришли более 60 участников не только из Российских ВУЗов, но и зарубежных. Участников ждет насыщенная программа: лекции и интенсивная проектная деятельность, общение с коллегами и преподавателями. 

Первый день Летней школы

Первая лекция
Заведующая ПУЛАП Крылова Д.В. «Природа коррупции. Актуальный взгляд». XI Летнюю школу антикоррупционной политики открыла заведующая лабораторией Крылова Дина Владимировна, которая прочитала участникам базовую лекцию о понятии «коррупция». Участники школы рассмотрели несколько подходов к определению коррупции, а также рассмотрели ее «правовое» определение в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции». Помимо «правового» подхода, лектором также был озвучен подход к определению «коррупция» как природного явления, формировавшегося как некое нарушение правил – выход за нормы этики и права. Кроме этого, участники школы рассмотрели влияние коррупции на геополитические перспективы и ее деструктивные последствия, связанные с утерей государственного суверенитета. Помимо этого, спикером были описаны возможные типологии коррупции и понятие «антикоррупционной политики».
Вторая лекция
Заместитель заведующего ПУЛАП Пархоменко С.А.«Международные рейтинги и измерение коррупции». На второй лекции Сергей Анатольевич Пархоменко рассказал о международных рейтингах и измерениях коррупции. Слушателям предлагалось поразмышлять о том, каким образом можно сравнить уровень коррупции в разных странах. Коррупция - это не только дача взятки, это любое злоупотребление полномочиями с целью получения выгоды, и она имеет много разнообразных проявлений, большую часть которых тяжело отследить. Более того, бывает так, что одни и те же действия, например, лоббизм, в одной стране будут считаться коррупцией, а в другой будут совершенно легальны. Все это, а также то, что страны отличаются по социокультурному критерию, имеют разные экономические и политические системы, делает сравнение уровня коррупции между государствами затруднительным. Лектор отметил, что существуют разные способы интерпретации коррупционных процессов, привел примеры инструментов для изучения коррупции, от анализа доступных официальных данных до социологических методов, обратил внимание на разные подходы к измерению коррупции. Отдельное внимание было уделено известным международным рейтингам - индексу восприятия коррупции и барометру мировой коррупции, составляемым Transparency International, а также индикатору контроля над коррупцией, рассчитываемому Всемирным банком.
Третья лекция
Эксперт ПУЛАП Мельникова А.Л. «Современные взгляды на вопросы противодействия коррупции». В течение лекции были исследованы коррупционные процессы в зарубежных странах и причины, влияющие на их появления. Участниками были изучены два вида подходов к противодействию коррупции, а именно старый (институт санкций и демократические институты) и новый (просвещение, образование и т. д.). В ходе лекции была представлена таблица зарубежных стран, среди которых лидирующие позиции (топ 10) в антикоррупционных рейтингах занимают Скандинавские страны (Дания, Швеция, Норвегия), Новая Зеландия, Швейцария, Германия. Кроме того, лектором были освещены два направления поведенческой теории, занимающиеся изучением природы возникновения коррупции: теория «социальных обручей» и Sucker mentality. Помимо необходимых теоретических знаний, освещаемые лектором, участники на протяжении лекции обсуждали вопросы необходимости искусственного интеллекта в противодействии коррупции, о положительных и отрицательных сторонах его внедрения; в ходе дискуссии рассматривалась важность роли антикоррупционного образования в школах и влияние антикоррупционной социальной рекламы в современном обществе. Кроме того, участникам был представлен необычный формат борьбы с коррупцией – кино как инструмент антикоррупционного просвещения (примеры можно наблюдать в Китае или Индонезии).
Четвертая лекция
Эксперт ПУЛАП Максименко А.А. «Психология коррупции и коррупционеров». Он объяснил участникам, как важно в любой сфере деятельности анализировать и изучать человеческое поведение и опыт, особенно когда люди находятся в состоянии ограниченных ресурсов. Участники разобрали важные психологические теории: «разбитые окна», «яблоко и бочка», «преступный человек», «изменения культур», которые позволили более детально рассмотреть феномен коррупции. Стоит отметить, что на протяжении всего времени участники были вовлечены в дискуссии, решали задания и применяли полученные теоретические знания на практике. Эксперт вместе с участниками рассмотрел данные социально-психологических исследований коррупции института психологии РАН, которые говорят о том, что чаще всего заядлыми коррупционерами являются мужчины, которые нейтрально относятся к взяточничеству. Также исследованиями выявлено, что наиболее частыми коррупционерами являются экстраверты. Таким образом, благодаря Александру Александровичу, слушатели стали лучше разбираться в психологии человека, посмотрели множество кейсов и ознакомились с базовыми теориями, которые пригодятся на практике в любой сфере деятельности. Также участники выразили отдельную благодарность за ценные рекомендации лектора в изучении психологии и социологии.

Что думают участники о первом дне нашей Летней школы

Евгения Чернобривец, студентка второго курса Московского государственного лингвистического университета по направлению зарубежное регионоведение

 

«Темой коррупции я заинтересовалась еще до университета, поскольку я живу в небольшом городе в Подмосковье, и с коррупцией жители здесь сталкиваются часто. Мы часто обсуждали эту тему на парах по экономике, обсуждали масштабы коррупции, ее влияние на жизнь людей. Мне всегда было интересно, что с этим можно сделать, ведь другим странам удалось найти эффективные механизмы противодействия коррупции. Но было очевидно, что ответ не на поверхности. Не удивительно, что, когда я узнала, что ВШЭ проводит летние школы, мое внимание привлекла именно школа по антикоррупционной политике.

Большакова Юлия, студентка 4 курса образовательной программы «Государственное и муниципальное управление» Российского университета дружбы народов

 

«О том, что в начале июля будет проходить летняя школа ПУЛАП я узнала из официальной группы лаборатории в социальной сети ВКонтакте. Тема школы «Современный взгляд на вопросы противодействия коррупции» актуальна для моей специальности, в частности для научной деятельности, так как сфера моих научных интересов - устойчивость гибридных политических режимов, которая, в том числе, строится и на институциональной коррупции.

Дарья Храпаль, студентка 3-го курса факультета юриспруденции Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управления

 

«На занятиях в вузе и по телевизору я часто слышала такие фразы, как «задерживают по подозрению в передаче взятки», «получил взятку в особо крупном размере», «признан виновным в получении взятки» и я начала интересоваться этой темой: самостоятельно выделяла отличительные черты коррупционного проявления в разных сферах нашей жизни, интересовалась психологией коррупционеров, участвовала в проектной деятельности. 

Дарья Трапезникова, студентка 4 курса НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, образовательная программа «Право»

«Первый день прошёл довольно интересно. Хотелось бы отметить насыщенную программу лекций: каждый из спикеров освещал свою тему, стараясь не повторять материал, данный предыдущим спикером. Особенно запомнилась Дина Владимировна, которая рассказывала о природе коррупции. Для меня тема противодействия коррупции представляется полезной как в теоретическом, так и в практическом плане.

Налимов Денис, выпускник юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ 2022 г., направление "Международное экономическое право"

"Хотя мне больше симпатизирует очное общение, я остался очень доволен проделанной организационной работой и оперативностью сотрудников ПУЛАП в решении возникающих вопросов студентов. Пойти на Летнюю школу меня сподвигло мое желание продолжить свое обучение в магистратуре ВШЭ по направлению "Комплаенс и профилактика правовых рисков. Вижу для себя очень важным и полезным познакомиться с ВУЗом и поработать с преподавателями данной программы, равно как и углубить знания в действительно актуальной и злободневной сфере.