• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ОТЧЕТ: 5 день Летней школы

Финальный день. Презентация проектов.

Сегодня финальный день XI Летней антикоррупционной школы «Современный взгляд на вопросы противодействия коррупции» от ПУЛАП и ПАО МТС.  Участники презентовали свои проекты жюри и другим командам. Все проекты без исключения были выполнены на высоком профессиональном уровне. Слушатели продемонстрировали высокую заинтересованность в теме проекта, творческий подход, смогли применить полученные теоретические знания при решении проектных задач. 

Проект "Современные практики зарубежных стран в противодействии коррупции" (руководитель Мельникова А.Л.) 

Команда проектной группы подготовила не один проект, а сразу два. Первый посвящен социальной рекламе, формирующей антикоррупционную культуру среди населения в долгосрочной перспективе, второй – созданию приложения, в котором каждый гражданин анонимно может сообщить о коррупционных правонарушениях представителей государственных
органов. Участники изучили международный опыт противодействия коррупции и постарались применить его в современных реалиях среднестатистического российского
города. Для презентации своих идей команда выбрала игровой формат конкурса проектов, где каждый член команды выполнял определённую роль и защищал соответствующую точку зрения.  

Проект "Комплаенс как инструмент минимизации правовых и коррупционных рисков в организации" (руководитель Таут С.В.)

Команда представила деловую игру - заседание Центра общественных процедур по рассмотрению обращения Сергея Полонского ("Миракс групп") по делу жилого квартала «Кутузовская миля» в Москве.Владелец компании обвинялся в совершении преступления. В Центр общественных процедур он обратился за помощью, так считал, что его компания подверглась рейдерскому захвату. Во время представления проекта были представлены позиции заявителя (Сергея Полонского), инвесторов "Кутузовской мили", эксперта,
представителей СМИ и представителя Общественного совета. Участники тщательно проанализировали материалы дела и новостные сводки по данному делу, а также представили
свои позиции с правовой точки зрения в ходе дискуссии. На примере деловой игры они смогли представить жюри и слушателям весь процесс защиты предпринимателей путем рассмотрения их обращения экспертами Центра общественных процедур.  

Проект "Коррупция в сфере уголовного преследования предпринимателей" (руководитель Долотов Р.О.)

Команда смоделировала 2 ситуации, которые гипотетически могут возникнуть при взаимодействии между предпринимателями и сотрудниками правоохранительных органов. Участники подробно прописали роли (предпринимателей, сотрудников правоохранительных органов) и смогли провести настоящий эксперимент, показав каким образом на предпринимателей может оказываться давление со стороны правоохранителей. Благодаря творческому формату проекта участники команды смогли на практике проанализировать действия как правоохранительных органов, так и предпринимателей и определить, в каком случае характер действий был незаконным. После своего выступления команда представила полный и глубоко проработанный правовой анализ действий представителей двух сторон.

Проект "Психология коррупции и коррупционер" (руководитель Максименко А.А.)

Команда в рамках своего проекта попыталась разработать проблему имплементации этического кодекса в организации на примере моделирования разработки такого кодекса в компании «Газпром». Участники в рамках деловой игры смоделировали собрание компании «Газпром» на тему обновления этического кодекса организации. Каждый участник команды выступал за подразделение, ответственное за разработку и внедрение такого кодекса в организации (HR, GR, Комплаенс, Маркетинг) и аргументированно отстаивал свою позицию относительно кодекса.  

Проект "Антикоррупционная экспертиза" (руководитель Поросенков Г.А.)

Команда выступила с деловой игрой, моделирующей заседание по антикоррупционной экспертизе проекта нормативного правового акта. Участники поделились на небольшие группы, представляющие позиции независимых экспертов, представителей министерства просвещения и прокурора, который выполнял функции арбитра и подводил итоги слушаний. В ходе активного обсуждения студентам удалось достичь цели работы, они нашли и обосновали наличие коррупциогенных факторов в Проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности». Представители разных сторон активно дискутировали, приводили свои обоснованные аргументы и парировали позиции оппонентов. Задавая друг другу каверзные вопросы и вынося рациональные замечания, участники смогли выявить слабости в своих позициях, вместе смогли найти наиболее приближенное к истине решение. Прокурор же, активно следя за дебатами, смог сделать взвешенный вывод, частично удовлетворив требования обеих групп, подведя тем самым итог всего проекта.

Проект "Современный подход к оценке эффективности контрольно-надзорных органов" (руководитель Артеменко Е.А.)

Команда попыталась выстроить систему оценки результативности и эффективности органов контроля (надзора), позволяющей оценить качество работы органов контроля (надзора), в том числе в части минимизации коррупционных проявлений. Участники разбились на 2 команды, каждая представляла свою точку зрения на реформу оценки результативности контрольно-надзорных органов. Первая команда считала, что существующую систему оценки нужно дополнить индикативными показателями, отражающими уровень коррупции с целью снизить ее уровень. Вторая команда склонялась к необходимости глубоких изменений, которые позволят учитывать запросы бизнеса и  гражданского общества. 

Итоги проектной работы. Выбор победителя.

Все команды представили глубоко проработанные, интересные и содержательные проекты. Жюри предоставило возможность самим слушателям Летней школы принять участие в голосовании и определить наиболее понравившийся проект. Традиционно было очень сложно сделать выбор и определить одного победителя, все проекты были разноплановыми и реализованы с высокой степенью креативности. Но по итогам голосования с небольшим отрывом голосов победил проект под руководством Сергея Таута «Выработка Центром общественных процедур «Бизнес против коррупции» рекомендаций по защите прав предпринимателей от коррупционных практик». Члены жюри отметили, что даже при условии того, что победитель только один, все команды поработали очень плодотворно, изучили огромный массив дополнительной информации по проекту в сжатые сроки, смогли его изучить, применить и подготовить интересные и креативные выступления.

Поздравляем команду Сергея Таута с победой и всех участников Летней школы с успешным завершением обучения!

Отзывы участников о Летней школе

Альвина Квиндт, выпускница СПбГУ, факультет политологии:

 

"Мне понравилась лекционная часть школы, было очень интересно, информативно, особенно хочу выделить лекции Крыловой Д. В. о природе коррупции, Мельниковой А. Л. о современных практиках зарубежных стран в противодействии коррупции и Долотова Р. О. о коррупции в сфере уголовного преследования предпринимателей. Все было ясно и четко изложено. Проекты тоже были достаточно интересны. Куратор хорошо справлялся со своими задачами, команда была у нас веселая и дружная. Результатом работы я довольна однозначно, считаю, что мы хорошо потрудились. Больше всего на школе мне понравился сам процесс подготовки проекта и работы в команде, учебная атмосфера, царившая на школе. В целом все мои ожидания оправдались, рада, что в Летней школе есть возможность не только слушать лекции, но и заниматься проектной деятельностью, многое узнала на лекциях. Сам процесс защиты проектов был интригующий и местами забавный. Хотелось бы ещё раз поучаствовать"!

Ангелина Турова, НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, выпускница бакалавриата юридического факультета:

«До школы с темой коррупции я сталкивалась только в университете на лекциях по уголовному праву. Тема противодействия коррупции показалась мне актуальной, поэтому я стремилась изучить ее глубже. Лекции в школе оказались полезными и очень увлекательными. Несомненным плюсом выступило то, что спикеры постоянно взаимодействовали с аудиторией, разъясняли проблемные аспекты той или иной темы, отвечали на вопросы участников. На Летней школе было предложено много интересных тем для проектов. Считаю важным отметить, что они были сформулированы достаточно широко, поэтому каждый смог найти что-то для себя. Я интересовалась темой противодействия коррупции в бизнесе, и была приятно удивлена, что одна из предложенных тем - имплементация этического кодекса - была тесно связана с этой сферой. Также достоинством обучения в школе выступило то, что студентам была дана возможность не только изучить тему, но и применить полученные знания на практике. У нас был замечательный куратор, который всячески содействовал нам в подготовке проекта, за что мы ему очень благодарны. Очень здорово, что ребята в нашей команде были из разных сфер, и нам удалось распределить задачи по интересам. Наша команда оказалась очень сплоченной, мы много общались между собой, делились опытом. Я рада, что мне выпал шанс поучаствовать в Летней школе. Результат, полученный после обучения, превзошел все мои ожидания»!

Жан-Мишель Отелли, студент факультета конфликтологии МГУ им. М.В. Ломоносова:

"Я выбрал участие в проекте «Комлаенс как инструмент минимизации правовых рисков в организации».  Это открывает для меня двери в мир комплаенса, корпоративный этики, позволяет лучше разбираться во внутреннем устройстве процессов в современном российском и, отчасти, международном бизнесе. В процессе подготовки мне крайне понравилась тематика кейса. Ну и ребята, конечно же: грамотные в своих сферах, готовые работать над делом и анализировать его, внося коррективы вновь и вновь для улучшения общего результата. Мы очень слаженно и продуктивно (некоторые удивляют уровнем подготовки, в хорошем смысле слова) выполняем поставленные задачи. Благодаря Летней школе я развил и развиваю до сих пор навык анализа материалов по делу о преследовании предпринимателей на примере конкретного кейса Сергея Полонского и «Mirax Group». Также для меня стала чуть более понятной функция комплаенса в корпоративном управлении, а это стратегически важно, ведь эти познания можно применять в дальнейшем почти везде, где есть бизнес».

Матросов Антон, НИУ ВШЭ, магистерская программа «Комплаенс и профилактика правовых рисков»:

«Объективной причиной участия в Летней школе является желание помочь в борьбе с одной из наиболее закоренелых проблем человечества - коррупцией.  На мой взгляд, ПУЛАП НИУ ВШЭ, является передовой в своей сфере. К тому же проведение отдельной Летней школы по данному направлению с мэтрами своего дела - настоящая ценность.  Каждая лекция прошедшей Летней школы - это кладезь ценнейшей информации. Могу отметить профессиональную работу всех спикеров, преподавателей ПУЛАП НИУ ВШЭ. К сожалению, довольно высокие цифры статистики коррупционных правонарушений говорят сами за себя. На мой взгляд, информация, полученная на летней школе ПУЛАП НИУ ВШЭ, применима и ценна для каждого. Несомненно, каждый предложенный проект по-своему интересен и уникален. Под руководством Руслана Олеговича Долотова мы с коллегами анализировали проблематику коррупции в сфере уголовного преследования предпринимателей. Взаимодействие с руководителем, внутри команды, а также сам процесс защиты проекта - данные аспекты оставили только положительные эмоции».

Бакалдина Анна, юридический институт/ институт экономики и менеджмента, Томский государственный университет:

«Первое мое знакомство с ПУЛАП и Летней школой было два года назад. Кроме участия в Летней школе я продолжила сотрудничество с ПУЛАП и принимала участие в факультативе "Основы антикоррупционной политики в государственном и корпоративном секторах". Не исключаю, что в будущем продолжу сотрудничество и буду принимать участие в различных проектах. На мой взгляд ПУЛАП может предложить слушателям ряд интересных курсов. Участие в школе в дистанционном формате весьма удобно, участники могут находиться в любой точке мира и при этом получать актуальную и интересную информацию от практиков одного из ведущих ВУЗов страны. Лекции мне очень интересны, так как моя сфера профессиональных и научных интересов связана с антикоррупционной политикой.  Отправляя заявку на участие в школе, я просила организаторов рассмотреть тему антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов. Мой запрос был выполнен как в рамках лекций, так и предоставлена возможность участникам попробовать себя в роли эксперта».