• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет о XII Летней антикоррупционной школе

3 июля открылась наша ежегодная Летняя антикоррупционная школа. В этом году к нам пришли более 40 участников не только из Российских ВУЗов, но и зарубежных. Участников ждет насыщенная программа: лекции и интенсивная проектная деятельность, общение с коллегами и преподавателями. 

Первый день Летней школы

Первая лекция "Природа коррупции. Актуальный взгляд"
Летнюю школу открыла заведующая ПУЛАП Дина Крылова, которая в своей лекции дала слушателям школы базовые понятия о феномене и природе коррупции. Участники рассмотрели разные трактовки данного термина. Слушатели узнали, что в первую очередь коррупция - это злоупотребление государственной властью в целях получения выгоды, это поведение публичного лица, которое в целях получения денежных доходов и статуса отклоняется от формальных обязанностей служения общественным интересам. Участники школы рассмотрели несколько подходов к определению коррупции, а также рассмотрели ее «правовое» определение в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции». Помимо «правового» подхода, Дина Крылова озвучила подход к определению коррупция как природного явления. Коррупция - одно из проявлений нарушения норм этики и права. Слушатели подробно разобрали, как именно коррупция влияет на общественные отношения и позволяет продвинуться во властной иерархии не самым лучшим индивидам. Лектор рассказала слушателем о влиянии мотивации должностных лиц на распространение коррупционного поведения в системе публичной власти. Большое внимание лектор уделила анализу сторон коррупционных отношений, а также понятию антикоррупционной политики и международным антикоррупционным стандартам.
Вторая лекция "Измерение коррупции на международном уровне: основные подходы и современные вызовы"
Заместитель заведующего ПУЛАП Сергей Пархоменко в своей лекции рассказал о понятии измерения коррупции. Он представил слушателям разные подходы к пониманию коррупции, среди которых управленческая теория, институциональная теория, теория социальной перспективы, а также различные специализированные концепции экономики, социологии, психологии и др. Лектор отметил, что коррупция как социальное явление требует внимания к характеристикам социальной деятельности, приводящей к коррупции (изменениям социальной среды, условиям и факторам формирования коррупционных отношений, уязвимости социальных институтов и пр.). Коррупция характеризуется в первую очередь культурными традициями, принятыми в обществе, географией и стратегией группового поведения. Лектор рассказал о принятых подходах к измерению коррупции и существующих проблемах в измерении, практиках и ограничениях международных сравнительных исследований и официальной методике измерения коррупции, принятой в России.
Третья лекция "Современные практики зарубежных стран в противодействии коррупции"
Третья лекция эксперта ПУЛАП Анны Мельниковой была посвящена современным практикам противодействия коррупции в зарубежных странах». Студенты окунулись в историю Новой Зеландии, Австралии, США, Великобритании, Перу, Греции, Филиппин, Китая. Были рассмотрены традиционные подходы к противодействию коррупции и проанализированы абсолютно новые. Слушатели познакомились с поведенческой теорией «Социальные обручи» как новым методом борьбы с коррупцией. Лектор подробно разобрала трехэтапную стратегию борьбы с коррупцией, которая включает в себя расследование, предупреждение и просвещение на примере Конг-Конга и Греции. Лектор обратилась к рекламе и кино, как к инструментам антикоррупционного просвещения. Лекция была яркой и наполненной большим количеством примеров, небольших показательных роликов, популярных игр и, однозначно, не осталась без внимания.
Четвертая лекция "Психология коррупции в свете глобальных вызовов"
Четвертая лекция главного научного сотрудника ПУЛАП Александра Максименко была посвящена вопросам психологии коррупции. Лектор рассмотрел разные психологические теории, позволяющие лучше понять феномен коррупции: "Теория разбитых окон", "Яблоко или бочка", "4 типа преступников", "Теория измерений культур", которые позволили более подробно и с разных сторон рассмотреть феномен коррупции и понять разницу между культурным восприятием коррупции в разных странах. Лектор рассказал слушателям о зарубежных и отечественных психологических исследованиях коррупции и психологии коррупционера. Лектор затронул тему гендерных особенностей коррупционного поведения, типичных чертах коррупционера, мотивах коррупционного поведения. Объяснил на основе проведенных научных исследований почему же коррупционеры занимаются коррупцией.