Продвижение функции комплаенс внутри компании: лучшие практики
21 октября состоялось очередное заседание Комплаенс Клуба НИУ ВШЭ, которое было посвящено обсуждению темы «Продвижение функции комплаенс внутри компании: лучшие практики».
Модератор заседания - Дина Владимировна Крылова, заведующая ПУЛАП, общественный бизнес-омбудсмен по противодействию коррупции в правоприменении при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
С участниками клуба поделились опытом:
Алексей Рябов, руководитель службы правовой экспертизы Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей;
Сергей Таут, адвокат, эксперт «Пепеляев Групп», зам. заведующей ПУЛАП НИУ ВШЭ;
Александр Хегай, Советник по вопросам соблюдения законодательства и бизнес-этике, 3М (Россия и СНГ);
Сергей Кошелев, руководитель департамента комплаенс, Lamoda Group;
Ася Андрейченко, Директор по комплаенс-контролю «Первая инфраструктурная компания»;
Юлия Глубокая, Руководитель юридического департамента АББ Электрические Сети, Россия.
С вступительным словом к участникам обратилась заведующая лабораторией и модератор клуба Дина Владимировна Крылова, которая рассказала об итогах работы лаборатории за прошедший год. Осенью стартовала магистреская программа "Комплаенс и профилактика правовых рисков в корпоративном, государственном и некоммерческом секторе", в конкурсе на которую приняли участие более 140 человек. Программу разработал и реализует ПУЛАП совместно с факультетом права и партнером по Комплаенс Клубу юридической компанией "Пепеляев групп". За прошлый учебный год в лаборатории прошли обучение более 700 студентов, часть из которых участовали в проектах по комплаенсу. Проведены несколько конференций и дискуссионных клубов, некоторые из них прошли онлайн, включая Апрельскую конференцию по регуляторным и коррупционным рискам в сфере государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательства, в которой приняли участие более 100 человек из разных концов страны. Далее участники Клуба перешли к обсуждению темы заседания.
Алексей Рябов разделил с участниками Клуба важность обсуждаемой темы и отметил, что функция комплаенса в разных компаниях организуется по-разному, многое зависит от ее деятельности, размера, количества сотрудников, а также позиции руководства компании.
По сообщению Сергея Таута, только 46% респондентов опрошенных компаний в России имеет отдельное подразделение комплаенс в своей компании. 43% опрошенных компаний ежегодно оценивают комплаенс-риски, 21% - на ежеквартальной основе. На протяжении нескольких лет лидерство в сфере приоритетных направлений комплаенса, интересующих компании, сохраняет антикоррупционный комплаенс.
Юлия Глубокая поделилась с участниками опытом продвижения комплаенса в организации, отметив, что комплаенс это – необходимая функция для любой организации, в основе которой прежде всего лежит культура и ценности самой компании, поддерживаемые собственниками бизнеса и руководством. Большую роль в продвижении комплаенса в организации играет личность комплаенс-офицера и его команды, достаточные полномочия, финансирование и ресурсы, выделяемые на развитие комплаенс-функции, а также непрерывное обучение, тренинги и обмен практиками.
Александр Хегай рассказал о комплаенсе для топ-менеджеров компаний. Для успешного построения системы важны детальное описание сути, структуры и назначения комплаенс системы и личная заинтересованность руководителя. Комплаенс система включает в себя оценку и управление рисками, предупреждение проблем, обучение и информирование персонала. Личная заинтересованность руководителя включает в себя персональную ответственность, повышение лояльности сотрудников, укрепление репутации компании. Александр также отметил, то большое значение при построении системы комплаенс в организации имеет сам настрой комплаенс-менеджера на успех.
Сергей Кошелев поделился опытом продвижения функции комплаенс внутри своей компании, которая является частью большой международной корпорации и отметил, что основная причина, объясняющая необходимость комплаенса – это формирование доверия к компании как со стороны сотрудников, так и партнеров.
Ася Андрейченко считает, что выстраивание функции комплаенса - долгий и кропотливый процесс, внедряемый не только в силу требований закона. Прежде всего комплаенс - это стратегический партнер бизнеса, а также средство улучшения взаимодействия бизнеса и контролирующих органов. Для успешного развития комплаенс в организации необходимы поддержка и заинтересованность в нем со стороны руководства, этическое отношение к сотрудникам компании и разработанная система ответственности за нарушения.