• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проекты 2020-2021 учебного года

Феномен коррупции как проявление деструктивной формы власти сопутствовал ей на протяжении всей истории развития человеческого сообщества. Власть, изначально воспринимаемая гражданами как лидерство наиболее эффективных и ответственных представителей общественных интересов для многих недобросовестных лиц становилась самоцелью и воспринималась как способ получения привилегированного статуса, дополнительных благ и широких возможностей для личного обогащения. В рамках проекта на основе исторического анализа необходимо проследить как демаркировались действия в контексте общественных и частных интересов при осуществлении властных полномочий, выявить взаимосвязь природы коррупции и природы власти.
Основная проектная идея состоит в исследовании профессионально-этических установок должностных лиц, которые формируют неподверженность коррупции и при этом входят в противоречие с личными бытовыми установками. Проект предполагает анализ путей интеграции норм профессиональной этики в систему внутренней мотивации для преодоления соблазнов коррупционного поведения.
Регуляторная политика должна осуществляться в интересах общества, но на практике может реализовываться в интересах узких групп конечных выгодоприобретателей. Регуляторные нормы могут оказывает прямое влияние на жизнь граждан и деловой климат в стране, затрудняя и ограничивая деятельность одних субъектов и создавая благоприятные условия для других. В рамках данного проекта планируется выявить возможные коррупционные риски в сфере государственного регулирования, а также сформировать рекомендации по их минимизации.
Основанный на анализе принципал-агентских отношений подход к анализу коррупционных кейсов упускает часть сформировавшихся в последние время пограничных или неоднозначных аспектов. Данный подход уделяет недостаточное внимание анализу роли клиента, зачастую вносящего существенный вклад в развитие коррупционных отношений. При этом целый ряд институциональных факторов оказывает принципиальное влияние на характер взаимодействия принципала, агента и клиента/клиентов, а также коррупционную динамику. Особенно ярко это проявляется в странах (регионах) с переходными процессами в социальной, экономической и политической сферах (например, Россия и многие другие).
The collective action approach is widely promoted as a prospective and sometimes even as a mandatory part of a successful anti-corruption policy. However, the practical realization demonstrates remarkable variety in terms of participants, their original goals, patterns of their interaction, means of dealing with corruption issues, efficiency, and results of their activities. Provided the organizational differences, the practical experience of anti-corruption collective action realization is quite controversial and frequently demonstrates an insignificant impact on anti-corruption policy.
Подход, основанный на коллективном действии, рассматривается в качестве перспективного направления развития антикоррупционной политики, но практические результаты такой деятельности достаточно противоречивы. Необходим комплексный анализ широкого ряда кейсов для выявления факторов и институциональных обстоятельств, оказывающих влияние на успешность использования коллективных действий в противодействии коррупции и перспективности их более широкого внедрения в России и других странах. The concept of the project: The collective action approach is widely promoted as a prospective and sometimes even as a mandatory part of a successful anti-corruption policy. However, the practical realization demonstrates remarkable variety in terms of participants, their original goals, patterns of their interaction, means of dealing with corruption issues, efficiency, and results of their activities. Provided the organizational differences, the practical experience of anti-corruption collective action realization is quite controversial and frequently demonstrates an insignificant impact on anti-corruption policy.
Использующиеся в настоящее время методы измерения коррупции на международном и национальном уровне не являются ни универсальными, ни особо надежными, в связи с чем большой интерес и практическую ценность представляет сравнительный анализ возможностей и ограничений методов прямого и опосредованного антикоррупционного мониторинга. Это особенно актуально для государств с нетипичными условиями реализации антикоррупционной политики (политико-управленческими, культурными или социо-экономическими), в том числе для России и других государств постсоветского пространства.
Анализ результатов рассмотрения жалоб предпринимателей в адрес института уполномоченных по защите прав предпринимателей, кейсов из СМИ, экспертных интервью, на предмет выявления типичных практик незаконного уголовного преследования предпринимателей в коррупционных или рейдерских целях. Обобщение полученных результатов и формирование рекомендаций по минимизации подобных коррупционных практик в форме аналитического отчета. Задачи проекта: 1. Выявить причины уголовного преследования в конкретных кейсах в рамках российской правоприменительной практики. 2. Выявить роль корпоративных конфликтов в незаконном уголовном преследовании. 3. Выявить коррупционные риски бизнеса в уголовно-правовой сфере. 4. Выявить коррупционные факторы, которые приводят к незаконному уголовному преследованию. 5. Определить типичные коррупционные практики в сфере незаконного уголовного преследования в экономической сфере. 6. Проанализировать эффективные методы противодействия незаконному уголовному преследования, в том числе, посредством инструментария уголовно-правового комплаенса.
Проект предполагает анализ возможностей автоматизации и использования искусственного интеллекта для повышения эффективности комплаенс-системы и превенции правовых рисков предпринимательской деятельности в эпоху тотальной цифровизации. После проведенного анализа планируется изучение ключевых аспектов внедрения в компании мер антикоррупционного характера и политик компании, направленных на обеспечение добросовестного поведения сотрудников компании и соблюдение действующего законодательства в рамках внешней деятельности организации на современном этапе технологического развития.
Поиск и анализ международных практик в области борьбы с коррупцией, открытости и прозрачности, применяемые странами – участниками партнерства «Открытое правительство» в государственном управлении, которые можно внедрить в России. В зависимости от числа студентов и их сферы профессиональных интересов планируется распределение по группам для изучения механизмов внедрения технологии «Открытого правительства» в различных странах (на выбор), а также возможности их имплементации в отдельных сферах регулирования (на выбор).
В рамках исследовательского проекта предполагается: - Анализ международного опыта реализации механизма дерегулирования в сфере финансового сектора; - Рассмотрение отечественной практики реализации механизма «регуляторная гильотина» в области финансового рынка с точки зрения понятности регулирования, снижения коррупционных рисков при осуществлении деятельности, развития экономического потенциала в финансовой сфере; - Анализ и доработка методики оценки количественных и качественных показателей выгод и издержек при рассмотрении инициатив участников финансового рынка в части борьбы с коррупцией
Основная проектная идея / описание решаемой проблемы: Поддержание актуальности сайта лаборатории. Новости – это важная составляющая для «раскрутки» сайта, увеличения количества лояльной аудитории, повышения его посещаемости. Цель проекта - регулярное информационное наполнение сайта лаборатории. Повышение охвата аудитории, читающей сайт лаборатории.
Цель проекта: попытка проведения кросс-культурного исследования восприятия коррупции в соответствии с моделью А. Хайденхаймера. Этапы реализации проекта: I. Ознакомление студентов с моделью А. Хайденхаймера и другими моделями восприятия коррупции; II. Проведение генерирования ситуаций различной степени коррупционности; III. Классификация полученных ситуаций в соответствии с моделью А. Хайденхаймера (разметка собранного массива данных); IV. Оценка кросс-культурного восприятия коррупции в различных странах; V. Написание аналитического отчета, включающего результаты по сгенерированным ситуации, их классификацию в соответствии с теорией А. Хайденхаймера, а также оценку восприятия коррупции в разных странах.
Основная проектная идея состоит в ознакомлении с алгоритмами работы искусственного интеллекта по автоматическому поиску новостного контента по теме коррупции в русскоязычных и англоязычных СМИ. В ходе проекта решается проблема классификации новостного контента по теме коррупции и разметка собранного медийного массива, удобного для машинного обучения. Цель проекта: попытка создания модели с использованием искусственного интеллекта для поиска и классификации новостного контента, содержащего упоминания коррупции в русскоязычных и англоязычных СМИ. Задачи проекта: 1. Познакомить студентов с особенностями семантического (в том числе полимодального) анализа; 2. Познакомить студентов с методами искусственного интеллекта; 3. Создать автоматический новостной поиск по теме противодействия коррупции в русскоязычных и англоязычных СМИ с помощью методик искусственного интеллекта.
В рамках исследования планируется изучить какое влияние оказала колонизация основными европейскими державами (Англия, Франция, Испания и Португалия), а также Турцией на развитие экономики на контролируемых территориях, а также, то, как формировались экономические и общественные отношения в тот период. Планируется выявить, оказали ли влияние особенности выстраивания отношений между метрополией и колониями на современный уровень коррупции в странах – бывших колониях. Если да, то какое и в каких сферах экономики или жизни общества.
Успех в проведении антикоррупционной кампании зависит не только от качества принимаемых законов, но и от того, как информация о них доносится гражданам. Это третий проект лаборатории из серии, в ходе которых изучается роль Средств массовой коммуникации в аниткоррупционном просвещении. Реализация проекта связана с изучением опыта различных стран мира по внедрению антикоррупционных мер в национальное законодательство. В ходе исследования планируется проведение ряда междисциплинарных исследований направленных на выявление инструментов, методов и механизмов, имеющихся в арсенале СМК, таких как печатные СМИ, интернет издания, социальная реклама, популярные сериалы, кинематограф и многие другие, которые могут быть использованы для антикоррупционного просвещения и формирования позиции гражданского общества по вопросам противодействия коррупции. При проведении исследования будет использоваться междисциплинарный подход, рассматривающий проблему одновременно с точек зрения социологии, политологии, культурологии, истории и др...
В рамках проекта предполагается провести анализ и обобщение имеющихся международных и национальных антикоррупционных стандартов в сфере бизнеса, разработав при этом соответствующую типологию данных стандартов. Кроме того, предполагается проанализировать процесс имплементации указанных стандартов в национальное законодательство.
В Российской Федерации благодаря наличию реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, должностные лица, совершившие коррупционное правонарушение, не могут скрыть негативные факты своей биографии. В средствах массовой информации такой реестр уже назвали онлайн-версией «доски позора», и по состоянию на 24 августа 2020 г. в Реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее – Реестр), внесено 2277 граждан. В рамках проекта предполагается использовать данные Реестра для проведения мониторинга правоприменительной практики увольнения в связи с утратой доверия. Кроме того, предполагается сравнить данные Реестра за различные периоды времени, подготовив соответствующую инфографику.
Поиск научных публикаций по оценке результативности и эффективности государственного контроля (надзора), оценке органов государственного контроля, в том числе с точки зрения снижения коррупционных рисков. Цель – создание банка публикаций по оценке результативности и эффективности государственного контроля (надзора). Этапы работы по проекту: 1. Поиск отечественных и зарубежных научных источников по оценке результативности и эффективности государственного контроля (надзора), оценке органов государственного контроля, в том числе с точки зрения снижения коррупционных рисков 2. Краткая аннотация найденных источников и публикаций. 3. Сведение найденных публикаций и написанных аннотаций в один файл.
Поиск научных публикаций по теме внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, в том числе с точки зрения снижения коррупционных рисков. Цель – создание банка публикаций по теме внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Этапы работы по проекту: 1. Поиск отечественных и зарубежных научных источников по теме внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, в том числе с точки зрения снижения коррупционных рисков; 2. Краткая аннотация найденных источников и публикаций; 3. Объединение найденных публикаций и написанных аннотаций в один файл.
В процессе реализации проекта необходимо изучить существующие в России и за рубежом методы выявления различных форм коррупции внутри компании и механизмы противодействия им. Полученные результаты обобщаются в форме аналитического документа. Цель проекта - выявить формы проявления коррупции внутри компаний и определить эффективные механизмы противодействия таким проявлениям. Этапы реализации проекта: 1. Составление перечня коррупционных практик в корпоративном секторе; 2. Анализ выявленных форм коррупции; 3. Выработка механизмов противодействия выявленным формам коррупции в корпоративном секторе; 4. Обобщение полученных результатов в форме аналитического документа.
В рамках исследовательского проекта необходимо изучить коррупционную составляющую в наиболее часто встречающихся схемах рейдерского захвата, взятых из судебной и следственной практики. После изучения рассмотренных схем и практик выработать методы по их минимизации, обобщить полученные результаты в формате аналитического отчета. Этапы реализации проекта: 1. Концептулаизация и операционализация термина «рейдерство». 2. Выявить причины и цели рейдерства. Описать «анотомию» рейдерства. 3. Проанализировать коррупционную составляющую рейдерства. 4. Сформировать рекомендации по митигированию рассмотренных практик. 5. Обобщение полученных результатов в форме аналитического отчета.
Проект предполагает написание и оформление публикаций в социальных сетях Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ о проводимых мероприятиях, проектах и достижениях. При работе над публикациями планируются интервьюирование, обзоры, опросы и др. Цель проекта – сопровождение деятельности ПУЛАП в формате публикаций о различных мероприятиях и проектах. Работа по проекту состоит из нескольких функций: 1. Сбор (при необходимости) эмпирического материала: интервью, опросы и др.; 2. Описание полученных ответов; 3. Дизайнерское оформление публикаций; 4. Редакторская работа; 5. Публикация полученных результатов
Проект предполагает изучение российских и зарубежных механизмов защиты информаторов о коррупционных правонарушениях. После процесса изучения проводится оценка возможности имплементации зарубежных форм защиты информаторов в российскую правовую систему. Работа по проекту состоит из нескольких этапов: 1. Изучение круга субъектов, которые могут выступать заявителями о факте коррупции, которым законодательством предоставляется специальная правовая защита (государственные служащие, работники другой организации, представители бизнеса или граждане, обратившиеся за получением государственных услуг или в отношении которых осуществляются государственные функции), 2. Выявление форм заявления о совершении коррупционного правонарушения, 3. Формирование перечня мер защиты от коррупции в государственных органах и прочих организациях заявителей, не являющихся их работниками, а осуществляющих взаимодействие с ними, 4. Исследование того, как государство может защитить государственного служащего, заявившего о коррупции, от недобросовестных кадровых практик, 5. Оценка возможных механизмов поощрения заявителей, сообщающих о фактах коррупции.
Изучение порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов на основе примеров из российской практики, опыта работы проекта Совета Европы ПРЕКОП-II. Цель проекта – исследование механизмов проведения антикоррупционной экспертизы. Этапы работы по проекту: 1. На основании изучения современного законодательства, правоприменительной практики, научной и учебной литературы определить содержание, недостатки и перспективы развития антикоррупционной экспертизы правовых актов. 2. Выявить типичные коррупциогенные факторы, в том числе, дополнив уже существующие перечни. 3. Обобщить полученные материалы в формате аналитического отчета.
Цель проекта - исследование особенностей функционирования телеграм-каналов как источника информации о коррупции. Этапы работы: 1. выявление наиболее крупных, а также активных телеграм-каналов, освещающих коррупционную проблематику; 2. определение степени полноты и объективности информационных сообщений о фактах коррупции в Телеграме; 3. отграничение информационных сообщений, которые могут и которые не могут являться сообщениями о коррупции, влекущими за собой дисциплинарные, административные и уголовно-правовые последствия; 4. оценка возможных гражданско-правовых последствий опубликования сообщений о коррупции в телеграм-каналах (предъявление исков о защите чести, достоинства, деловой репутации, возмещения морального ущерба); 5. сравнение эффективности информационных сообщений о коррупции в телеграм-каналах, социальных сетях и традиционных СМИ.
Проект предусматривает изучение истории коррупции в России. В рамках работы по проекту предусмотрено выявление типичных для конкретных исторических периодов коррупционных кейсов, практик. Выявленные кейсы и практики анализируются с точки зрения исторического контекста, в том числе действовавших нормативно-правовых актов. По результатам проведенного анализа исследуется возможная преемственность институтов и практик, предполагающих коррупцию (“path dependence”). Этапы работы по проекту: 1. Концептуализация и операционализация термина «коррупция» для разных исторических периодов; 2. Выявление коррупционных кейсов и практик в истории России; 3. Анализ выявленного перечня кейсов и практик с точки зрения исторического контекста и современного подхода к пониманию антикоррупционной проблематики; 4. Исследование возможной преемственности институтов и практик, предполагающих коррупцию; 5. Обобщение полученных результатов в форме аналитического отчета.
Цель проекта – исследование практик оценки эффективности органов государственной власти с точки зрения минимизации коррупционных рисков. Этапы реализации проекта: - Анализ международных практик в части оценки эффективности и результативности органов государственной власти (в том числе контрольно-надзорных органов); - Исследование соответствующих практик на предмет выявления коррупционных проявлений, выбор систем КПЭ, позволяющих нивелировать и минимизировать коррупцию в органах власти; - Анализ международных практик с точки зрения возможного применения в России; - Обобщение полученных выводов в форме аналитического отчета.
Цель – создание банка публикаций по научным подходам к взаимодействию общества и государства, степени открытости и понятности, методологии отбора проектов по повышению открытости и прозрачности государственного управления. Этапы работы по проекту: - Поиск отечественных и зарубежных научных источников по научным подходам к взаимодействию общества и государства, степени открытости и понятности, методологии отбора проектов по повышению открытости и прозрачности государственного управления; - Краткая аннотация найденных источников и публикаций; - Объединение найденных и аннотированных публикаций в единый банк.
Цель проекта – анализ международного опыта внедрения риск-ориентированного как инструмента противодействия коррупции в сфере контрольно-надзорной деятельности. Этапы реализации проекта: - Проанализировать международные практики внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности; - Проанализировать подходы к внедрению системы управления рисками в рамках борьбы с коррупцией в государственном управлении; - Анализ возможности внедрения основ риск-ориентированного подхода при осуществлении антикоррупционной деятельности; - Анализ международных практик с точки зрения возможного применения в России. В зависимости от числа записавшихся студентов планируется рассмотрение соответствующего количества практик внедрения риск-ориентированного подхода. Планируется работа в мини группах до 3-х человек (не более 10 групп).
Цель проекта – исследование имеющихся форм покровительства со стороны органов государственной власти, а также формирование рекомендации по их минимизации. Этапы реализации проекта: - установлений причин и условий, способствующих использованию представителями государственных органов своих полномочий в целях общего покровительства различных вариантов незаконной деятельности (организации азартных игр, подпольных казино; незаконной банковской деятельности, «обналички»; организации незаконных свалок мусора и опасных отходов; проституции и др.); - выявление конкретных форм покровительства в отношении отдельных видов незаконной деятельности; - формирование рекомендации по минимизации подобных практик; - обобщение полученных результатов в форме аналитического отчета. В зависимости от числа записавшихся студентов планируется рассмотрение соответствующего количества практик «крышевания» (покровительства), а также конкретных причин, которые их вызывают.
Основная цель проекта - выявить проблемы в правоприменении и законодательном регулировании правовых санкций за коррупционное поведение в одной из трех отраслей права: гражданском, административном, уголовном. Этапы реализации проекта: - изучить историю развития конкретной правой санкции за коррупционное поведение; - изучить зарубежный законодательный опыт в сфере регулирования аналогичных санкций; - изучить практику применения данной санкции к коррупционерам в России; - сформулировать основные проблемы, влияющие на эффективность данной санкции в борьбе с коррупцией, а также выводы о целесообразности ее применения, либо совершенствования; - обобщить полученные результаты в форме аналитического отчета.
Проект предполагает поиск и описание научных публикаций о роли коррупции в мотивации лидерства и достижения власти. Участникам необходимо провести поиск и анализ научных публикаций о природе лидерства и власти у человека и приматов, влияние феномена коррупции на типологию и другие характеристики лидерства и власти, в том числе, антропологических исследований. Найденные публикации аннотируются и объединяются в итоговом отчете по теме проекта.
Противодействие коррупции, с одной стороны, способствует снижению доли теневой экономики. С другой стороны, снижение доли теневой экономики способствует минимизации уровня коррупции. Однако данная взаимосвязь во многом зависит от национальной специфики теневой экономики и распространенных коррупционных практик, а также от институциональных условий и экономического, политического и управленческого контекста. В этой связи не все подходы к борьбе с теневой экономикой связаны с противодействием коррупции напрямую или дают заметный антикоррупционный эффект. По этой причине содержательный анализ мирового опыта в сфере снижения доли теневой экономики и противодействия коррупции имеет большое практическое значение.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности (установление регуляторных требований и контроль за осуществлением предпринимательской деятельности) сопряжено с коррупционными рисками и практиками. Это, с одной стороны, установление избыточных и необоснованных требований к осуществлению предпринимательской деятельности (огромное количество требований, их противоречивость и невыполнимость), с другой стороны, недобросовестное осуществление контроля за их выполнением (пристрастрастность, расширительное толкование требований, предъявление устаревших требований, административное давление). В рамках данного проекта планируется провести анализ научных и экспертных разработок возможных коррупционных рисков в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности и обозначить основные тенденции противодействия коррупции в данной сфере.
Цель проекта: изучение особенностей имплементации этического кодекса в современной российской государственной высшей школе. Этапы реализации проекта: 1. Изучение студентами инструментов этики в организациях (этических кодексов и регламентов); 2. Изучение условий и барьеров внедрения этических кодексов в организациях; 3. Разработка анкеты для проведения опроса совместно с руководителем проекта по сбору мнений заинтересованных сторон об условиях внедрения этического кодекса в высшей школе. 4. Проведение опроса не менее 50-ти респондентов среди представителей каждой из заинтересованных сторон. 5. Интерпретация полученных результатов и соотнесение с теоретическими вопросами в сфере этики и особенностей внедрения этических инструментов в высшей школе. Обобщение полученных материалов в форме аналитического отчета.
Цель проекта: составление портрета коррупционера на основе анализа зарубежных и отечественных публикаций, а также опроса различных целевых аудиторий. Этапы реализации проекта: 1. Ознакомление студентов с научными подходами по вопросам изучения психологических качеств российского коррупционера; 2. Разработка анкеты проведения опроса совместно с руководителем проекта; 3. Проведение опроса не менее 50-ти лиц респондентов разных целевых аудиторий о восприятии образа российского коррупционера; 4. Интерпретация полученных результатов и соотнесение с теоретическими вопросами портретирования российского коррупционера.
Цель проекта: поиск и анализ использующих коррупционные связи в сюжете игры. Этапы реализации проекта: 1. Ознакомление студентов с основными принципами гражданского просвещения в противодействии коррупции; 2. Подборка компьютерных игр для изучения (совместно с руководителем проекта). 3. Изучение научной литературы, посвященной особенностям восприятия игроками игрового сюжета, изучение возможностей использования видеоигр в антикоррупционном просвещении. 4. Проведение исследование и написание исследовательской работы. Консультации с руководителем проекта по ходу работы. 5. Проведение презентации итогов исследования перед руководителем проекта и другими участниками. 6. Финальная доработка исследования после презентации.
Анализ аудио-визуальных средств массовых коммуникаций, которые используют государственными органами зарубежных стран, а также НКО для формирования антикоррупционного мировоззрения. Этапы реализации проекта: 1. Ознакомление студентов с основными принципами гражданского просвещения в противодействии коррупции, а также знакомство с положительными и отрицательными примерами использования аудиовизуальных средств в зарубежных странах для антикоррупционного просвещения; 2. Выбор страны и разработка стратегии проведения исследования (совместно с руководителем проекта). 3. Проведение исследование и написание исследовательской работы. Консультации с руководителем проекта по ходу работы. 4. Проведение презентации итогов исследования перед руководителем проекта и другими участниками. 5. Финальная доработка исследования после презентации. В зависимости от числа записавшихся студентов планируется расширение числа стран, по которым будет проводиться анализ антикоррупционной политики, а также увеличение числа аудио-визуальных средств.
Анализ инициатив гражданского общества, которые привели к изменению государственной политики по противодействию коррупции в разных странах мира. Цель проекта: поиск и примеров антикоррупционных инициатив гражданского общества и анализ их влияния на проводимую государством политику по противодействию коррупции. Этапы реализации проекта: 1. Ознакомление студентов с основными принципами гражданского участия в противодействии коррупции, а также знакомство с некоторыми примерами гражданского участия в разных странах мира. 2. Выбор страны и разработка стратегии проведения исследования (совместно с руководителем проекта). 3. Проведение исследование и написание исследовательской работы. Консультации с руководителем проекта по ходу работы. 4. Проведение презентации итогов исследования перед руководителем проекта и другими участниками. 5. Финальная доработка исследования после презентации. В зависимости от числа записавшихся студентов планируется расширение числа стран, по которым будет проводиться анализ антикоррупционной политики.
Проект предусматривает изучение актуальных направлений исследований феномена коррупции. На основании анализа современных публикаций по антикоррупционной проблематике необходимо составить сборник включающий в себя перечень актуальных направлений исследования коррупции, аннотацию каждого направления, а также список релевантных публикаций. Цель проекта – создание сборника актуальных направлений исследования коррупции. Этапы работы по проекту: - Изучение современных публикаций по антикоррупционной проблематике; - Составление перечня актуальных направлений исследования феномена коррупции; - Аннотация каждого выделенного направления; - Составление списка релевантных публикаций для направлений исследований коррупции; - Обобщение полученных результатов в форме сборника.
Цель проекта – информационное сопровождение деятельности ПУЛАП в формате публикаций о различных мероприятиях и проектах. Работа по проекту состоит из нескольких функций: - Сбор (при необходимости) эмпирического материала: интервью, опросы и др.; - Расшифровка и описание полученных ответов; - Изучение научных публикаций, экспертных материалов по конкретному предметному полю; - Дизайнерское оформление публикаций; - Редакторская работа; - Публикация полученных результатов.
Проект предусматривает изучение взаимосвязи между коррупцией и популизмом. В рамках исследовательской работы участникам предстоит изучить на примере различных кейсов как антикоррупционная повестка становится частью популистской политики, цели и методы подобной трансформации, с одной стороны. С другой стороны, как популистская риторика выступает в роли заслона антикоррупционной проблематики, снижает эффективность противодействия коррупции, а также способствует появлению ее новых форм. Цель проекта – на примере различных кейсов выявление и анализ взаимосвязи между коррупцией и популизмом. Этапы работы по проекту: - Концептуализация и операционализация терминов коррупция и популизм; - Выявление кейсов сочетания антикоррупционной проблематики и популистской риторики; - Анализ выявленного перечня кейсов с точки зрения взаимосвязи коррупции популизма; - Характеристика и оценка подобной взаимосвязи; - Обобщение полученных результатов в форме аналитического отчета.
Поиск научных публикаций по необоснованному уголовному преследованию предпринимателей, а также коррупционным рискам сопровождающим данный процесс. Найденные публикации аннотируются и объединяются в единый банк публикаций по теме. Цель – создание банка публикаций на тему коррупции при незаконном уголовном преследовании предпринимателей. Этапы работы по проекту: - Поиск отечественных и зарубежных научных источников по коррупции при необоснованном уголовном преследовании представителей бизнес сообщества; - Краткая аннотация найденных источников и публикаций; - Сведение найденных публикаций и написанных аннотаций в единый банк.
The practical experience of anti-corruption collective action around the world is very diverse. Thus, it is very important to analyze the institutional context of such initiatives and the main public strategies for the purposes of policy learning and implementation. The project is focusing on the massive case comparison from all over the world (the cases are offered by the Laboratory) and deep analysis of the institutional environment.
Проект предусматривает изучение правовых позиций, формулируемых в определениях и постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации и выявление их антикоррупционного значения. В рамках исследовательской работы участникам предстоит изучить основные принципы, сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации, оценить их антикоррупционное значение, сравнить конституционные принципы с принципами антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.
Цель проекта – определить наиболее эффективные формы и способы преодоления коррупции в судебной системе. Этапы работы по проекту: - Определение основных направлений преодоления коррупции в судебной системе; - Изучение коррупционогенных факторов, в том числе связанных с несовершенством норм материального и процессуального права; - Изучение документации, разрабатываемой судебными органами для профилактики и выявления фактов коррупции; - Анализ эффективности льгот и ограничений, предусмотренных для судей с целью снижения уровня коррупционных рисков; - Обобщение полученных результатов в форме аналитического отчета.
Проект предусматривает изучение практики и возможностей института уполномоченных по защите прав предпринимателей в оказании помощи бизнес-субъектам в противодействии уголовному преследованию, рейдерским и коррупционным практикам. В рамках исследовательской работы участникам предстоит изучить на примере различных кейсов из практики работы института уполномоченных по защите прав предпринимателей, материалов СМИ, экспертных интервью типичные практики незаконного уголовного преследования предпринимателей в коррупционных или рейдерских целях, и способы противодействия им с помощью инструментария частно-государственных правозащитных институтов.
В современных междисциплинарных научных исследованиях проявления коррупции рассматриваются не только в контексте проблем функционирования государственного аппарата и недобросовестных бизнес-практик, но и как этическая проблема. Этим объясняется повышение роли этических регуляторов в противодействии коррупции, что находит свое отражение как в российском, так и в зарубежном законодательстве. Основная проектная идея состоит в исследовании взаимовлияния и взаимопроникновения этики и права при формировании антикоррупционных стандартов поведения в предпринимательском секторе, а также в оценке перспектив интеграции этических норм в отечественную правовую систему. В ходе проекта исследуется зарубежный опыт в указанной сфере. Проект также предполагает проведение анализа практики применения законодательства о противодействии коррупции в целях подготовки предложений по совершенствованию законодательства и правоприменения.
Коррупция представляет собой многоаспектный феномен, который оказывает негативное влияние на различные сферы жизни общества. В числе негативных проявлений коррупции – существенный ущерб экономике страны и компаниям. Этот ущерб наносится искажением экономических стимулов, ограничением конкуренции, а также снижением инвестиционной привлекательности государства и репутации компаний. Противодействие коррупции стало для современных государств и для корпораций одним из основных приоритетов, в том числе для обеспечения экономической привлекательности и доверия потенциальных инвесторов. Данный проект направлен на глубокое изучение экономических стимулов противодействия коррупции для государств и корпораций посредством анализа публикаций по экономическим мотивациям проведения ими эффективной антикоррупционной политики и об их экономических результатах в зависимости от успешности противодействия коррупции.
Проект призван обеспечить возможность анализа системы этических ценностей общества и влияния таких ценностей на развитие/преодоление коррупции в странах, представляющих различные политические, экономические, социальные и культурные типы. Этапы реализации проекта: 1. Ознакомление студентов с основами антикоррупционной теории и принципами анализа общественных коррупционных процессов. 2. Ознакомление студентов с ключевыми научными разработками и подходами к анализу этики публичной сферы; 3. Выявление факторов формирования системы этических ценностей общества. 4. Анализ влияния этических ценностей общества на развитие коррупции и противодействия коррупции в зависимости от различий в политической, экономической, социальной и культурной сферах.
Основная проектная идея состоит в исследовании феномена «общественной добропорядочности» (integrity) в контексте субъективного благополучия (well-being) и социального благополучия в обществе. Integrity по сравнению с коррупционным образом поведения, как правило, предполагает более долгосрочное взаимодействие для достижения благополучия, в то же время способствует реализации общественного блага. Однако всегда существует соблазн быстрого достижения собственных целей с помощью коррупционного образа поведения в ущерб общественному благу и социальному благополучию общества.
Основная проектная идея состоит в разметке русскоязычных и англоязычных новостей по теме коррупции (300 шт.). В ходе проекта решается проблема классификации новостного контента по теме коррупции и разметка собранного медийного массива, удобного для машинного обучения. Цель проекта: попытка создания модели с использованием искусственного интеллекта для поиска и классификации новостного контента, содержащего упоминания коррупции в русскоязычных и англоязычных СМИ. Задачи проекта: 1. Познакомить студентов с особенностями семантического (в том числе полимодального) анализа; 2. Познакомить студентов с методами искусственного интеллекта; 3. Создать автоматический новостной поиск по теме противодействия коррупции в русскоязычных и англоязычных СМИ с помощью методик искусственного интеллекта.
Коррупция существует как в публичном, так и в частном секторе. В случае, если компания не осуществляет эффективную профилактику коррупции, риски существенных репутационных и финансовых издержек заметно увеличиваются. Требование компании по отношению к сотрудникам, которое заключается лишь в соблюдении антикоррупционных запретов, является недостаточным. Более целостный подход заключается в требовании и ожидании от сотрудников поведения, которое отвечает высоким этическим принципам организации. В этой связи для эффективной минимизации коррупционных рисков и улучшения работы компании необходимо активное внедрение этических аспектов корпоративного управления. В рамках данного проекта планируется проанализировать основные этические инструменты в рамках корпоративного управления, которые могут быть использованы для эффективной профилактики коррупции в компании.
Цель – создание банка публикаций на тему этического управления и его роли в минимизации коррупционных рисков. Этапы работы по проекту: 1. Поиск отечественных и зарубежных научных источников этическому управлению в государстве и организации при реализации эффективной антикоррупционной политики. 2. Поиск успешных кейсов реализации этического управления; 3. Краткая аннотация найденных источников и публикаций; 4. Сведение найденных публикаций и написанных аннотаций в единый банк.
Понимание мотивов поведения лица, совершающего коррупционные правонарушения является необходимым основанием для эффективного выявления и предотвращения подобных деяний. Существует достаточно много теорий, обосновывающих вовлечение лица в совершение преступлений, в том числе коррупционной направленности: теория дифференциальной ассоциации, теория беловоротничковой преступности, теория деформации и др. Однако эти теории недостаточно затрагивают такие весомые объясняющие факторы как структура организации, культура, а также тип лидерства. Основная идея данного проекта состоит в исследовании современных криминологических теорий, объясняющих коррупционное поведение с точки зрения организационных структуры и культуры, лидерства и других не менее значимых факторов.
Цель – создание банка публикаций по международному опыту измерения эффективности правоохранительных органов и связанных с KPIs коррупционных рисков. Этапы работы по проекту: 1. Поиск отечественных и зарубежных научных источников по международному опыту измерения эффективности правоохранительных органов, а также связи этих KPIs с коррупцией; 2. Краткая аннотация найденных источников и публикаций; 3. Сведение найденных публикаций и написанных аннотаций в единый банк.
Проект ориентирован на поддержку научно-исследовательской деятельности ПУЛАП по анализу практики этического регулирования в сфере государственного (муниципального) управления и политического процесса в Европейском союзе. Подборка материалов по этическому регулированию в сфере государственного и муниципального управления, политического процесса, а также в компаниях с государственным участием в Европейском союзе по направлениям: 1. Законодательство ЕС и национальное законодательство стран-членов ЕС 2. Практика этического регулирования в государственном (муниципальном) управлении 3. Практика этического регулирования в политической сфере

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.