• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проекты 2020-2021 учебного года

Природа коррупции тесно связана с самой природой власти. С одной стороны, власть изначально предоставляется для осуществления полномочий в интересах конкретной социальной группы или общества в целом. С другой стороны, властные полномочия становятся возможностью личного обогащения, продвижения своих личных интересов в противовес общественным. В рамках проекта на основе исторического анализа необходимо проследить как демаркировались действия в контексте общественных и частных интересов при осуществлении властных полномочий.
Основная проектная идея состоит в исследовании профессионально-этических установок должностных лиц, которые формируют неподверженность коррупции и при этом входят в противоречие с личными бытовыми установками. Проект предполагает анализ путей интеграции норм профессиональной этики в систему внутренней мотивации для преодоления соблазнов коррупционного поведения.
Регуляторная политика должна осуществляться в интересах общества, но на практике может реализовываться в интересах узких групп конечных выгодоприобретателей. Регуляторные нормы могут оказывает прямое влияние на жизнь граждан и деловой климат в стране, затрудняя и ограничивая деятельность одних субъектов и создавая благоприятные условия для других. В рамках данного проекта планируется выявить возможные коррупционные риски в сфере государственного регулирования, а также сформировать рекомендации по их минимизации.
Основанный на анализе принципал-агентских отношений подход к анализу коррупционных кейсов упускает часть сформировавшихся в последние время пограничных или неоднозначных аспектов. Данный подход уделяет недостаточное внимание анализу роли клиента, зачастую вносящего существенный вклад в развитие коррупционных отношений. При этом целый ряд институциональных факторов оказывает принципиальное влияние на характер взаимодействия принципала, агента и клиента/клиентов, а также коррупционную динамику. Особенно ярко это проявляется в странах (регионах) с переходными процессами в социальной, экономической и политической сферах (например, Россия и многие другие).
The collective action approach is widely promoted as a prospective and sometimes even as a mandatory part of a successful anti-corruption policy. However, the practical realization demonstrates remarkable variety in terms of participants, their original goals, patterns of their interaction, means of dealing with corruption issues, efficiency, and results of their activities. Provided the organizational differences, the practical experience of anti-corruption collective action realization is quite controversial and frequently demonstrates an insignificant impact on anti-corruption policy.
Подход, основанный на коллективном действии, рассматривается в качестве перспективного направления развития антикоррупционной политики, но практические результаты такой деятельности достаточно противоречивы. Необходим комплексный анализ широкого ряда кейсов для выявления факторов и институциональных обстоятельств, оказывающих влияние на успешность использования коллективных действий в противодействии коррупции и перспективности их более широкого внедрения в России и других странах. The concept of the project: The collective action approach is widely promoted as a prospective and sometimes even as a mandatory part of a successful anti-corruption policy. However, the practical realization demonstrates remarkable variety in terms of participants, their original goals, patterns of their interaction, means of dealing with corruption issues, efficiency, and results of their activities. Provided the organizational differences, the practical experience of anti-corruption collective action realization is quite controversial and frequently demonstrates an insignificant impact on anti-corruption policy.
Использующиеся в настоящее время методы измерения коррупции на международном и национальном уровне не являются ни универсальными, ни особо надежными, в связи с чем большой интерес и практическую ценность представляет сравнительный анализ возможностей и ограничений методов прямого и опосредованного антикоррупционного мониторинга. Это особенно актуально для государств с нетипичными условиями реализации антикоррупционной политики (политико-управленческими, культурными или социо-экономическими), в том числе для России и других государств постсоветского пространства.
Анализ результатов рассмотрения жалоб предпринимателей в адрес института уполномоченных по защите прав предпринимателей, кейсов из СМИ, экспертных интервью, на предмет выявления типичных практик незаконного уголовного преследования предпринимателей в коррупционных или рейдерских целях. Обобщение полученных результатов и формирование рекомендаций по минимизации подобных коррупционных практик в форме аналитического отчета. Задачи проекта: 1. Выявить причины уголовного преследования в конкретных кейсах в рамках российской правоприменительной практики. 2. Выявить роль корпоративных конфликтов в незаконном уголовном преследовании. 3. Выявить коррупционные риски бизнеса в уголовно-правовой сфере. 4. Выявить коррупционные факторы, которые приводят к незаконному уголовному преследованию. 5. Определить типичные коррупционные практики в сфере незаконного уголовного преследования в экономической сфере. 6. Проанализировать эффективные методы противодействия незаконному уголовному преследования, в том числе, посредством инструментария уголовно-правового комплаенса.
Проект предполагает анализ возможностей автоматизации и использования искусственного интеллекта для повышения эффективности комплаенс-системы и превенции правовых рисков предпринимательской деятельности в эпоху тотальной цифровизации. После проведенного анализа планируется изучение ключевых аспектов внедрения в компании мер антикоррупционного характера и политик компании, направленных на обеспечение добросовестного поведения сотрудников компании и соблюдение действующего законодательства в рамках внешней деятельности организации на современном этапе технологического развития.
Поиск и анализ международных практик в области борьбы с коррупцией, открытости и прозрачности, применяемые странами – участниками партнерства «Открытое правительство» в государственном управлении, которые можно внедрить в России. В зависимости от числа студентов и их сферы профессиональных интересов планируется распределение по группам для изучения механизмов внедрения технологии «Открытого правительства» в различных странах (на выбор), а также возможности их имплементации в отдельных сферах регулирования (на выбор).
В рамках исследовательского проекта предполагается: - Анализ международного опыта реализации механизма дерегулирования в сфере финансового сектора; - Рассмотрение отечественной практики реализации механизма «регуляторная гильотина» в области финансового рынка с точки зрения понятности регулирования, снижения коррупционных рисков при осуществлении деятельности, развития экономического потенциала в финансовой сфере; - Анализ и доработка методики оценки количественных и качественных показателей выгод и издержек при рассмотрении инициатив участников финансового рынка в части борьбы с коррупцией
Основная проектная идея / описание решаемой проблемы: Поддержание актуальности сайта лаборатории. Новости – это важная составляющая для «раскрутки» сайта, увеличения количества лояльной аудитории, повышения его посещаемости. Цель проекта - регулярное информационное наполнение сайта лаборатории. Повышение охвата аудитории, читающей сайт лаборатории.
Цель проекта: попытка проведения кросс-культурного исследования восприятия коррупции в соответствии с моделью А. Хайденхаймера. Этапы реализации проекта: I. Ознакомление студентов с моделью А. Хайденхаймера и другими моделями восприятия коррупции; II. Проведение генерирования ситуаций различной степени коррупционности; III. Классификация полученных ситуаций в соответствии с моделью А. Хайденхаймера (разметка собранного массива данных); IV. Оценка кросс-культурного восприятия коррупции в различных странах; V. Написание аналитического отчета, включающего результаты по сгенерированным ситуации, их классификацию в соответствии с теорией А. Хайденхаймера, а также оценку восприятия коррупции в разных странах.
Основная проектная идея состоит в ознакомлении с алгоритмами работы искусственного интеллекта по автоматическому поиску новостного контента по теме коррупции в русскоязычных и англоязычных СМИ. В ходе проекта решается проблема классификации новостного контента по теме коррупции и разметка собранного медийного массива, удобного для машинного обучения. Цель проекта: попытка создания модели с использованием искусственного интеллекта для поиска и классификации новостного контента, содержащего упоминания коррупции в русскоязычных и англоязычных СМИ. Задачи проекта: 1. Познакомить студентов с особенностями семантического (в том числе полимодального) анализа; 2. Познакомить студентов с методами искусственного интеллекта; 3. Создать автоматический новостной поиск по теме противодействия коррупции в русскоязычных и англоязычных СМИ с помощью методик искусственного интеллекта.
В рамках исследования планируется изучить какое влияние оказала колонизация основными европейскими державами (Англия, Франция, Испания и Португалия), а также Турцией на развитие экономики на контролируемых территориях, а также, то, как формировались экономические и общественные отношения в тот период. Планируется выявить, оказали ли влияние особенности выстраивания отношений между метрополией и колониями на современный уровень коррупции в странах – бывших колониях. Если да, то какое и в каких сферах экономики или жизни общества.
Успех в проведении антикоррупционной кампании зависит не только от качества принимаемых законов, но и от того, как информация о них доносится гражданам. Это третий проект лаборатории из серии, в ходе которых изучается роль Средств массовой коммуникации в аниткоррупционном просвещении. Реализация проекта связана с изучением опыта различных стран мира по внедрению антикоррупционных мер в национальное законодательство. В ходе исследования планируется проведение ряда междисциплинарных исследований направленных на выявление инструментов, методов и механизмов, имеющихся в арсенале СМК, таких как печатные СМИ, интернет издания, социальная реклама, популярные сериалы, кинематограф и многие другие, которые могут быть использованы для антикоррупционного просвещения и формирования позиции гражданского общества по вопросам противодействия коррупции. При проведении исследования будет использоваться междисциплинарный подход, рассматривающий проблему одновременно с точек зрения социологии, политологии, культурологии, истории и др...
В рамках проекта предполагается провести анализ и обобщение имеющихся международных и национальных антикоррупционных стандартов в сфере бизнеса, разработав при этом соответствующую типологию данных стандартов. Кроме того, предполагается проанализировать процесс имплементации указанных стандартов в национальное законодательство.
В Российской Федерации благодаря наличию реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, должностные лица, совершившие коррупционное правонарушение, не могут скрыть негативные факты своей биографии. В средствах массовой информации такой реестр уже назвали онлайн-версией «доски позора», и по состоянию на 24 августа 2020 г. в Реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее – Реестр), внесено 2277 граждан. В рамках проекта предполагается использовать данные Реестра для проведения мониторинга правоприменительной практики увольнения в связи с утратой доверия. Кроме того, предполагается сравнить данные Реестра за различные периоды времени, подготовив соответствующую инфографику.
Поиск научных публикаций по оценке результативности и эффективности государственного контроля (надзора), оценке органов государственного контроля, в том числе с точки зрения снижения коррупционных рисков. Цель – создание банка публикаций по оценке результативности и эффективности государственного контроля (надзора). Этапы работы по проекту: 1. Поиск отечественных и зарубежных научных источников по оценке результативности и эффективности государственного контроля (надзора), оценке органов государственного контроля, в том числе с точки зрения снижения коррупционных рисков 2. Краткая аннотация найденных источников и публикаций. 3. Сведение найденных публикаций и написанных аннотаций в один файл.
Поиск научных публикаций по теме внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, в том числе с точки зрения снижения коррупционных рисков. Цель – создание банка публикаций по теме внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Этапы работы по проекту: 1. Поиск отечественных и зарубежных научных источников по теме внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, в том числе с точки зрения снижения коррупционных рисков; 2. Краткая аннотация найденных источников и публикаций; 3. Объединение найденных публикаций и написанных аннотаций в один файл.
В процессе реализации проекта необходимо изучить существующие в России и за рубежом методы выявления различных форм коррупции внутри компании и механизмы противодействия им. Полученные результаты обобщаются в форме аналитического документа. Цель проекта - выявить формы проявления коррупции внутри компаний и определить эффективные механизмы противодействия таким проявлениям. Этапы реализации проекта: 1. Составление перечня коррупционных практик в корпоративном секторе; 2. Анализ выявленных форм коррупции; 3. Выработка механизмов противодействия выявленным формам коррупции в корпоративном секторе; 4. Обобщение полученных результатов в форме аналитического документа.
В рамках исследовательского проекта необходимо изучить коррупционную составляющую в наиболее часто встречающихся схемах рейдерского захвата, взятых из судебной и следственной практики. После изучения рассмотренных схем и практик выработать методы по их минимизации, обобщить полученные результаты в формате аналитического отчета. Этапы реализации проекта: 1. Концептулаизация и операционализация термина «рейдерство». 2. Выявить причины и цели рейдерства. Описать «анотомию» рейдерства. 3. Проанализировать коррупционную составляющую рейдерства. 4. Сформировать рекомендации по митигированию рассмотренных практик. 5. Обобщение полученных результатов в форме аналитического отчета.
Проект предполагает написание и оформление публикаций в социальных сетях Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ о проводимых мероприятиях, проектах и достижениях. При работе над публикациями планируются интервьюирование, обзоры, опросы и др. Цель проекта – сопровождение деятельности ПУЛАП в формате публикаций о различных мероприятиях и проектах. Работа по проекту состоит из нескольких функций: 1. Сбор (при необходимости) эмпирического материала: интервью, опросы и др.; 2. Описание полученных ответов; 3. Дизайнерское оформление публикаций; 4. Редакторская работа; 5. Публикация полученных результатов
Проект предполагает изучение российских и зарубежных механизмов защиты информаторов о коррупционных правонарушениях. После процесса изучения проводится оценка возможности имплементации зарубежных форм защиты информаторов в российскую правовую систему. Работа по проекту состоит из нескольких этапов: 1. Изучение круга субъектов, которые могут выступать заявителями о факте коррупции, которым законодательством предоставляется специальная правовая защита (государственные служащие, работники другой организации, представители бизнеса или граждане, обратившиеся за получением государственных услуг или в отношении которых осуществляются государственные функции), 2. Выявление форм заявления о совершении коррупционного правонарушения, 3. Формирование перечня мер защиты от коррупции в государственных органах и прочих организациях заявителей, не являющихся их работниками, а осуществляющих взаимодействие с ними, 4. Исследование того, как государство может защитить государственного служащего, заявившего о коррупции, от недобросовестных кадровых практик, 5. Оценка возможных механизмов поощрения заявителей, сообщающих о фактах коррупции.
Изучение порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов на основе примеров из российской практики, опыта работы проекта Совета Европы ПРЕКОП-II. Цель проекта – исследование механизмов проведения антикоррупционной экспертизы. Этапы работы по проекту: 1. На основании изучения современного законодательства, правоприменительной практики, научной и учебной литературы определить содержание, недостатки и перспективы развития антикоррупционной экспертизы правовых актов. 2. Выявить типичные коррупциогенные факторы, в том числе, дополнив уже существующие перечни. 3. Обобщить полученные материалы в формате аналитического отчета.
Цель проекта - исследование особенностей функционирования телеграм-каналов как источника информации о коррупции. Этапы работы: 1. выявление наиболее крупных, а также активных телеграм-каналов, освещающих коррупционную проблематику; 2. определение степени полноты и объективности информационных сообщений о фактах коррупции в Телеграме; 3. отграничение информационных сообщений, которые могут и которые не могут являться сообщениями о коррупции, влекущими за собой дисциплинарные, административные и уголовно-правовые последствия; 4. оценка возможных гражданско-правовых последствий опубликования сообщений о коррупции в телеграм-каналах (предъявление исков о защите чести, достоинства, деловой репутации, возмещения морального ущерба); 5. сравнение эффективности информационных сообщений о коррупции в телеграм-каналах, социальных сетях и традиционных СМИ.
Проект предусматривает изучение истории коррупции в России. В рамках работы по проекту предусмотрено выявление типичных для конкретных исторических периодов коррупционных кейсов, практик. Выявленные кейсы и практики анализируются с точки зрения исторического контекста, в том числе действовавших нормативно-правовых актов. По результатам проведенного анализа исследуется возможная преемственность институтов и практик, предполагающих коррупцию (“path dependence”). Этапы работы по проекту: 1. Концептуализация и операционализация термина «коррупция» для разных исторических периодов; 2. Выявление коррупционных кейсов и практик в истории России; 3. Анализ выявленного перечня кейсов и практик с точки зрения исторического контекста и современного подхода к пониманию антикоррупционной проблематики; 4. Исследование возможной преемственности институтов и практик, предполагающих коррупцию; 5. Обобщение полученных результатов в форме аналитического отчета.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.