• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международная научно-практическая конференция «Профилактика правовых и коррупционных рисков в период пандемии COVID-19»

17 декабря состоялась онлайн Международная научно-практическая конференция «Профилактика правовых и коррупционных рисков в период пандемии COVID-19», организованная Проектно-учебной лабораторией антикоррупционной политики НИУ ВШЭ совместно с Аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. В конференции приняли участие уполномоченные по защите прав предпринимателей, представители российских ведомств, отвечающих за реализацию антикоррупционной политики, международных организаций, ведущих университетов, бизнес-объединений, юридического и экспертного сообщества. На мероприятии присутствовало более 100 участников.

Модератором Конференции выступила заведующая ПУЛАП Крылова Дина Владимировна.

Спикеры и участники обсудили ряд актуальных тем антикоррупционной политики, пути совершенствования антикоррупционных мер и развития международного сотрудничества в период пандемии COVID-19. Затронули актуальные вопросы правовых и коррупционных рисков в сфере государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательства и меры по их минимизации, правовых рисков административного и уголовно-правового характера в период пандемии COVID-19.

Конференцию открыл Старший директор по инновационной политике НИУ ВШЭ Шадрин Артем Евгеньевич. В своем приветственном слове от отметил, что Высшая школа экономики в своих исследованиях уделяет огромное внимание оценке мер, которые были реализованы по купированию негативных последствий кризиса, и оценке эффективности этих мероприятий. В числе этих исследований Шадрин А.Е. указал работу по оценке коррупционных рисков и принятых мер, поскольку от профилактики этих рисков и зависит эффективность государственной поддержки. Среди таких рисков он назвал недостаточно эффективные контрольно-надзорные меры и риски, связанные с избыточными издержками по проведению контрольных мероприятий, непрозрачные критерии выбора проверяемых организаций. 

Рябов Алексей Александрович, Руководитель экспертно-правового Центра Уполномоченного при Резиденте России по защите прав предпринимателей, в своем выступлении привёл  статистику пострадавших от пандемии предпринимателей. 4 млн 170 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что составляет чуть меньше 70% от всех предпринимателей (представителей как малого, так и среднего и крупного бизнеса) в той или иной степени понесли убытки от пандемии. Субъекты малого и среднего бизнеса столкнулись с падением выручки больше чем на 30%. 53% компаний характеризуют своё положение как кризис или катастрофу. На текущий момент 36% компаний приостановили свою деятельность, на пике карантина не работало 56% компаний. 55% компаний отметили, что спрос сократился на 50% и более. Ключевыми трудностями для предпринимателей стали невозможность платить заработную плату сотрудникам, арендную плату и налог на имущество. Рябов А.А. выразил мнение, что анализ коррупционных рисков в период нестабильности экономики - одна из ключевых задач, поскольку увеличение рисков может привести к торможению развития экономики страны.

Русецкий Александр Евгеньевич, Заместитель Генерального директора – начальник управления комплаенса АНО «Московская дирекция транспортного обслуживания», придерживается мнения, что кризис и пандемия накладывают большую ответственность на государственные органы по проведению мероприятий антикоррупционного характера и показывают, способны ли они справиться с защитой интересов общества и граждан в это непростое время. В свою очередь Московская дирекция транспортного обслуживания принимает активные меры по борьбе с коррупцией, в частности по автоматизации и внедрению современных информационных технологий. Она в короткие сроки создала Центр компетенции, который помогает реализовывать поставленные Правительством г. Москвы задачи по повышению эффективности профилактических антикоррупционных мер.

Бухаров Игорь Олегович, Президент Федерация рестораторов и отельеров России, в своем докладе на примере ресторанного бизнеса рассказал о коррупционных действиях, совершаемых чиновниками по отношению к предпринимателям. Он отметил, что в условиях пандемии, когда происходят изменения потребительского поведения и покупательной способности, даваемые Роспотребнадзором рекомендации, превращаются в регионах в настоящие требования, что значительно ухудшает положение предпринимателей. Чиновники берутся за исполнение предписанных мер с целью извлечения собственной выгоды и получения «административной мзды», не думая о сотрудничестве с представителями бизнеса. На предпринимателей накладываются штрафы. В условиях, когда предпринимателю угрожает большой штраф, он начинает бороться за сохранение хотя бы части своих денег, тем самым коррумпируя чиновников. В заключении своего выступления Бухаров И.О. обратил внимание на то, что сегодняшняя контрольно-надзорной система проводит проверки с целью оштрафовать представителей бизнеса, а не выйти с ними на диалог. У предпринимателей, в свою очередь, отсутствует понимание, какая помощь им будет оказана в случае долгосрочного действия противоэпидемиологических мер. 

Вдовин Александр Викторович, Директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Министерства экономического развития Российской Федерации, рассказал участникам о шагах, которые предпринимаются Минэкономразвития России в реформировании контрольно-надзорной системы. Вдовин А.В. отдельно прокомментировал принятие нового закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», рассказал об истории работы над законом, перечислив подходы с помощью которых планируется эффективно осуществлять контроль с минимальным давлением на бизнес. Говоря о контрольно-надзорных мероприятиях, Вдовин А. В. отменил, что все мероприятия «с взаимодействием» будут проводиться с обязательным согласованием с органами прокуратуры, что послужит гарантией снижения коррупционных рисков.  Также им была представлена презентация «Новая система контрольно-надзорной деятельности», в которой он подробно рассказал о системе контроля на сегодняшний день, отметив, что ежегодно появляются новые виды контроля. Также В. А. Вдовин отметил, что в сегодняшней ситуации надзор в большей степени осуществляется над учреждениями образования и здравоохранения, то есть над организациями в большей степени финансируемых государством. Данную проблему, по словам докладчика, планируется решить путем переключения контроля на сферы, в которых он бы был максимально эффективен.

Стрельченок Ярослав Павлович, Международный эксперт по вопросам противодействия коррупции, Руководитель Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (КНАБ) Латвийской Республики в 2011-2016 г.г., Лектор и докторант Университета Turiba (Латвия),с позиции европейской оценки ситуации с коррупционными рисками в связи с пандемией уделил особое внимание инструментам для уменьшения коррупционных рисков и неиспользованным возможностям для профилактики коррупции. Докладчик отметил важность роли государства  в сложившейся ситуации, когда пандемия создает почву для коррупции. По мнению докладчика важны транспарентность и доступ к информации. Страны должны развивать прозрачность и обеспечивать защиту лиц, сообщающих о коррупции. Стрельченок Я.П. подчеркнул важность цифровых платформ, которые могут исключить посредничество должностных лиц и возможность коррупции.

Крылова Дина Владимировна, Заведующая ПУЛАП НИУ ВШЭ, эксперт Совета Европы, Общественный омбудсмен по противодействию коррупции при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей представила доклад о коррупционных рисках в сфере регулирования предпринимательской деятельности в условиях пандемии. Она отметила, что по индексу деловой среды в период с апреля по май 2020 года имеется резкое падение предпринимательского настроения. Судя по индексу Опоры России – индексу состояния малого и среднего бизнеса также наблюдается ухудшение условий для ведения бизнеса. К ранее существовавшим избыточным регулятивным требованиям добавились новые требования, что способствовало росту уровня коррупции. Контрольно-надзорная деятельность теряет свою эффективность во многих отраслях главным образом из-за игнорирования консультирования с предпринимательским сообществом при принятии мер. Главной причиной коррупции по-прежнему остается широта дискреционных полномочий и неопределённость условий при принятии решений, расплывчатость формулировок при принятии решения о проведении проверок, избирательный подход при применении мер и их избыточность.

Блудян Мария Анатольевна, Вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ, считает, процесс контроля и надзора вышел из законодательного поля. И это является основной проблемой распространения коррупции в период пандемии. По мнению докладчика, несмотря на то что две третьих всех контрольных мероприятий составляют профилактические мероприятия, проверки проходят без предупреждений. Это приводит к закрытию предприятий малого и среднего бизнеса. В таком случае государство сталкивается с другими более глобальными проблемами: спад занятости населения, бедность и безработица. Освещая эту проблему, Блудян М.А. особое внимание уделила работе органы надзора. «Сегодня в контроле участвует очень много персоналий, — говорит она, — к предпринимателю выстраивается очередь из различных органов». В результате вести безубыточный бизнес в условиях пандемии становится практически невозможно: старые предприятия начинают «умирать», новые перестают появляться из-за отсутствия ресурсов и страха предпринимателей развиваться в таких условиях. Блудян М.А. обратила внимание на противоречия в работе государства и контрольно-надзорных органов. В то время, как государство требует сохранения занятости, действия органов контроля и надзора приводят к ее снижению.

Стамплевский Антон Владимирович, Сопредседатель РО «Деловая Россия» в Тверской области, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тверской области, рассказал о двух проблемах, с которыми сталкивается российское деловое сообщество на фоне реализации антикоронавирусных мер. Во-первых, с приходом второй волны коронавируса наблюдается резкий рост ответственности бизнеса, который не коррелирует с ростом ответственности граждан. Например, предприниматель должен обеспечить соблюдение гражданами масочного режима и режима социального дистанцирования. В случае нарушения на него может быть наложен штраф, исчисляемый сотнями тысяч рублей, или его предприятие может быть закрыто. При этом такая обязанность для граждан не установлена – т.е. бизнес должен нести ответственность за третьих лиц.  Во-вторых, спикер обратил внимание на проблему перевода гражданско-правовых споров в уголовную плоскость – в связи с повышением уровня неплатежей, многие предприниматели предпочитают решать свои проблемы при помощи уголовной юстиции. В связи с тем, что многие предприниматели сталкиваются с незаконным использованием в рамках уголовного преследования такой меры пресечения как арест, им было предложено создать мобильное приложение для оперативного уведомления уполномоченного по правам предпринимателей о следственных действиях, осуществляющихся в отношении предпринимателя, для оперативной защиты гражданских прав последнего.

Гнётова Елена Георгиевна, Уполномоченная по защите прав предпринимателей в Республике Карелия, обратила внимание на то, что в период введения коронавирусных ограничений на бизнес региона выросла регуляторная нагрузка. В частности, ею было отмечено, что из-за снижения налоговых доходов муниципалитетов, последние стремятся всеми средствами пополнять местную казну, в том числе путем принятия таких нормативно-правовых актов, однозначное толкование которых невозможных – это открывает дорогу для коррупции, т.к. из-за размытых требований муниципального законодательства у контролирующих органов появляется значительный уровень дискреции при принятии решения о наложении ответственности на предприятие.  Также существенной проблемой является противоречие федерального и регионального законодательства. В федеральном нормативно-правовом акте одно требование может сформулировано как обязательное, а в региональном как рекомендательное. Из-за этого контролирующие органы могут оштрафовать предприятие на основании федерального нормативно-правового акта или освободить от ответственности на основании регионального акта. Такая ситуация также является значимым коррупциогенным фактором.

Рулева Елена Александровна, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ленинградской области, поделилась своим опытом работы по защите прав предпринимателей в условиях коронавирусных ограничений. Так, в связи с принятием множества нормативно-правовых как федеральных, так и региональных, и муниципальных актов, для аппарата уполномоченного по защите предпринимателей стало обычной практикой запрашивать информацию по применению этих актов у представителей органов власти и контрольно-надзорных органов. Среди рисков ведения бизнеса была выделена формальная неопределенность множества вновь принятых нормативно-правовых актов, которые не дают непротиворечивой дефиниции тех или иных понятий. Так, например, в Ленинградской области подлежали закрытию торговые центры, но было непонятно, какие предприятия торговли являлись ими с точки зрения нормативно-правового акта. Уполномоченным по правам человека был сделан официальный запрос в органы власти субъекта. Также выступающим было отмечено, что является порочной практика, когда эффективность контролирующих органов определяется количеством выписанных штрафов. Рулева Е.А. указала, что некоторые меры поддержки предпринимателей не работают в полной мере. В качестве примера был приведен мораторий на проведение проверок: контролеры вместо проверки предприятий на соблюдение коронавирусных ограничений проверяют то, что они не должны проверять в период действия моратория.

Палагина Анна Николаевна, Ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей (МИМОП) ТПП РФ, д.э.н., в своем сделала акцент на теме профилактики правовых рисков. Главным инструментом профилактики Анна Николаевна считает образовательную деятельность в сфере противодействия коррупции. Выступающая упомянула такое понятие, как антикоррупционный комплаенс, означающий определенную систему деловой этики и корпоративной культуры, степень развития самого бизнеса и общества, который надо поддерживать и развивать. Палагина А.Н. подняла проблему увеличения в период пандемии количества правовых рисков, однако упомянула, цитируя ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, что «общество демонстрирует большую степень уважения к праву. Политика устойчивости в период глобальных кризисов важнее политики роста». Спикер рассказала о деятельности Торгово-промышленной палаты РФ. Всего в ТПП за прошедший год поступило около 80 тысяч обращений за заключениями об обстоятельствах непреодолимой силы, на данный момент выдано 6 тысяч заключений. В процессе работы не было подано ни одного иска. Подобные заключения выдает федеральная палата и 175 аккредитованных экспертов в 85 региональных палатах, не делая различий для российских и иностранных компаний. Главный принцип работы – полное следование регламенту.  В заключение своего выступления спикер отметила, что прошедший год окажет огромное влияние на переформатирование рынка труда.

Зарипов Вадим Маратович, Руководитель информационно-аналитического департамента «Пепеляев Групп», член Экспертного совета Межведомственной рабочей группы Государственной Думы РФ по законодательному обеспечению прав предпринимателей в РФ, сделал акцент на том, что пандемия обличает системные «язвы общественного организма», такие как повышенная угроза незаконного уголовного преследования предпринимателей. В качестве примера В.М. Зарипов привел дело Альберта Давлетшина, ранее директора ООО «Воронежский завод растительных масел», который был арестован и позже скончался в больнице СИЗО в результате неоказания адекватной медицинской помощи.  В этой истории имело место рейдерство, давление на предпринимателя, безразличие судей. Предприниматели подвергаются арестам. Следственные органы обладают полномочиями арестовать предпринимателей, их имущество. В этой ситуации необходим более жесткий судебный контроль. К сожалению, подобных дел в России очень много. По мнению спикера, для экономики страны прогноз не утешительный, так как люди не будут инвестировать в экономику в условиях отсутствия личностной и имущественной безопасности.

Таут Сергей Владимирович, Руководитель направления Legal GR и compliance АБ «Пепеляев Групп», заместитель заведующей Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ, считает, бизнес в России переживает тяжелые времена не только в связи со спадом мировой экономики, но и из-за того, что предпринимательская активность и до пандемии была низкой. Еженедельно с начала пандемии по настоящее время снижается количество юридических лиц на 40 тыс. (в т.ч. в сфере МСП 20 тыс.) Однако, власти надеются, что, если одни предприниматели уйдут, придут другие, но этого не произойдет. Бизнес-активность в России одна из самых низких по сравнению с общемировым уровнем (около 2-5%). Возросший на 10% ущерб от коррупционных деяний говорит о том, что других «способов выживания» у предпринимателей нет. За 2019 год, по статистике Генпрокуратуры России, вероятность взятки выросла на 10%, в 2020 году цифры будут, вероятно, еще больше. Все это не может привести к позитивному развитию экономики и государственного управления. В данном случае предложить можно внедрение инструментов профилактики, комплаенс процедур для недопущения фатальных правовых рисков. Таут С.В. рекомендует создавать на предприятиях команду по принятию решений в чрезвычайных ситуациях, создавать карту возможных рисков, в т.ч. коррупционных, планы экстренного реагирования, оптимизировать управление рисками с помощью digital продуктов.

Цирин Артем Михайлович, к.ю.н., и.о. Заведующего отделом методологии противодействия коррупции ИЗиСП, секретарь Бюро Междисциплинарного совета по координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции, считает, что в настоящее время бизнесу и государству приходится работать с последствиями пандемии. Он подчеркнул, на данный момент имеются удручающие данные по банкротству, снижению ФОТ, численности работников на предприятиях. Обнаруживаются новые специфические риски, способствующие коррупции. Так как на данный момент в РФ очень универсализированное законодательство, которое может эффективно работать только с крупными предприятиями, образуются риски, связанные с недостатком финансов у МСП для выполнения законных требований. В таких условиях предпринимателю проще дать взятку, чем действовать в правовом поле. Цирин А.М. дал собственный прогноз: чтобы понизить атмосферу «суровости» в государстве, будет принято ряд законов, снижающих ответственность за преступления в сфере коррупции. Он также рассказа о ряде предложений для Национального плана противодействия коррупции на 2021-2023 гг., таких как смягчение ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ при прохождении компанией добровольной сертификации. Более того, предлагается разработать мобильное приложения в сфере соблюдения законодательства, противодействия коррупции и предупреждения мошенничества для МСП.

Долотов Руслан Олегович, эксперт Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политик  НИУ ВШЭ, партнёр адвокатского бюро «Феоктистов и партнеры»,  осветил проблему коррупционных рисков, связанных с уголовно-правовой сферой. Спикер выделил два основных направления в коррупционных действиях в период COVID-19. В первом, - сами предприниматели принимают решение совершить правонарушения ради спасения своего бизнеса или получения дополнительной выгоды. Причина такого положения дел заключается в неожиданном столкновении предпринимателей с новой реальностью. Больше всего данный риск затрагивает сферу ресторанного бизнеса. Во втором, - недобросовестные чиновники пользуются ограничениями для совершения коррупционных практик. В качестве примера спикер рассказал о требованиях к медицинским маскам. Согласно техническому регламенту, ввозимые на территорию России медицинские маски должны быть маркированы. Это условие многими предпринимателями не соблюдалось (статья 171 УК РФ). Это стимулировало правоохранительные органы к изъятию товара и возбуждению уголовных дел.

Минеева Татьяна Вадимовна, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в г. Москве, затронула тему поддержки и защиты бизнеса. Пандемия COVID-19 способствовала спаду экономической активности, что стало испытанием для предпринимателей. Это отражается на росте обращений от предпринимателей в аппарат уполномоченного г. Москвы. Спикер перечислила уголовно-правовые риски в пандемию COVID-19. Среди которых падение объемов выручки, побуждающее предпринимателей чаще обращаться за дополнительными средствами, в том числе с применением ложной информации, что влечёт за собой рост мошенничества и незаконного получения кредитов. Недостаток оборотных средств приводит к невыплате заработной платы. Предприниматели стали чаще уклоняться от уплаты налогов. Увеличилось количество банкротств. В данном случае в качестве профилактики спикер считает необходимым повышать правовую грамотность предпринимателей.

Бикеев Игорь Измаилович, Первый проректор Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова, д.ю.н., главный редактор журнала «Актуальные проблемы экономики и права», поделился собственными наблюдениями о происходящем на фоне пандемии. Он отметил повышение общего уровня коррупции в стране, увеличение размера взятки и «откатов». Спикер на примере своего университета рассказал о проблеме невозможности соблюдения всего объема предъявляемых к ВУЗам санитарно-эпидемиологических требований.

Молчанова Татьяна Витальевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии в Московском университета МВД им. В.Я. Кикотя, подняла тему уголовно-правовых рисков, которые существуют в период пандемии и отметила, что самым распространенным видом преступления стало мошенничество в информационном пространстве. Говоря о мировом масштабе, спикер отметила, что сообщество столкнулось с кибер-пандемией, которая охватила сферу экономических взаимоотношений, в том числе предпринимательскую деятельность. По оценке Международной экономической организации, ущерб, который понесло общество от кибер-преступности в 2019 году, составил 2,5 трлн. долларов, а в 2020 может достичь 8-9 трлн. долларов. Такая тенденция показывает, что преступления в сфере информационных телекоммуникационных технологий становится определяющим вектором развития преступности во всем мире.

Запись Конференции с удобной навигацией по спикерам можно посмотреть на нашем канале в YouTube по ссылке