«Искусственный интеллект в профилактике правовых и коррупционных рисков компаний: возможности и лучшие практики»
20 октября состоялось 10-е юбилейное заседание Комплаенс Клуба НИУ ВШЭ. Мероприятие прошло в смешанном формате, большинство членов Клуба приняло участие онлайн. Модератором заседания выступила Крылова Дина Владимировна, - заведующая ПУЛАП НИУ ВШЭ, Общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере противодействия коррупции, эксперт Совета Европы.
Лейда Лукьянова , вице-президент ПАО «Мобильные ТелеСистемы» по деловой этике и комплаенс, рассказала участникам Клуба о центре искусственного интеллекта в ПАО «МТС» и его системах комплаенс-менеджмента в сфере трудового комплаенса, которые направлены на оптимизацию работы комплаенс-служб. Системы позволяют комплаенс-менеджерам оценивать как риски снижения мотивации и оттока сотрудников, получать и обрабатывать данные в связи с пандемией: отслеживать пики заболеваемости, принимать дополнительные меры по охране труда сотрудников и в целом определять стратегию развития компании в краткосрочной перспективе в форс-мажорных условиях, а также решать вопросы в сфере антикоррупционного комплаенса с целью оптимизации комплаенс-контроля.
Александр Русецкий , заместитель Генерального директора по комплаенсу Автономной некоммерческой организации «Московская дирекция транспортного обслуживания», директор Научно-учебного Центра противодействия коррупции РАНХиГС по деловой этике и комплаенс, рассказал о результатах, которые «Московская дирекция транспортного обслуживания» смогла достичь за полтора года работы управления по комплаенсу. В рамках своего выступления спикер рассказал об основных функциях подразделения по комплаенсу – это оказание методической помощи предприятиям Московского транспорта, совершенствование антикоррупционных механизмов, которые уже существуют в организациях, и формирование единой системы антикоррупционной деятельности. Для решения существующей проблемы компания работает над Единой цифровой платформой, которая призвана максимально автоматизировать те процессы, которые уже существуют.
Александр Хегай, комплаенс директор в странах Центральной Европы Amazon, член Академического совета магистерской программы «Комплаенс и профилактика правовых рисков в корпоративном, государственном и некоммерческом секторе» факультета права НИУ ВШЭ, своем выступлении говорил о плюсах и минусах использования искусственного интеллекта в комплаенс среде. Он отметил, что Amazon является одним из ведущих разработчиков искусственного интеллекта в мире, но большая часть наработок остается внутри компании. Однако в своем выступления спикер обратил внимание больше не на компанию Amazon, представителем которой он является, а в целом на использование искусственного интеллекта. «Искусственный интеллект – попытка человека идентифицировать все связи, которые происходят в человеческом мозге и внедрить их в машинное производство», - такое определение дал Александр Хегай. По информации спикера, искусственный интеллект развивается очень быстрыми темпами, к примеру, в США искусственный интеллект на 9 % эффективнее докторов ставит диагнозы пациентам.
Ася Андрейченко , директор по комплаенс-контролю «Первая инфраструктурная компания» в своем выступлении отметила, что хоть компания, которую она представляет, не такая крупная, как Amazon и не может позволить себе большие затраты на искусственный интеллект, но все равно старается оптимизировать свою работу с помощью внедрения определенных механизмов. Так, спикер рассказала о нескольких сферах, где искусственный интеллект может помочь: анализ значительных объемов документации, анализ базы данных судебных решений, сведение базы данных в единый формат. Искусственный интеллект используется при скоринге риска контрагентов: отсутствие подписи в документах, оценка общей информации (возраст контрагента, уставной капитал, учредители), оценка надежности и т.д. Спикер привела пример использования искусственного интеллекта при локдауне, когда работа осуществлялась онлайн. Искусственный интеллект тестировали для выявления степени вовлеченности и удовлетворенности сотрудников. Так, были выявлены неформальные лидеры, которых позже привлекали в качестве амбассадоров-комплаенса.
Николай Солодовников , партнер, руководитель Практики корпоративного права, руководитель направления по правовому сопровождению цифровой экономики «Пепеляев Групп», в своем выступлении поделился опытом компании «Пепеляев Групп» в части использования наработок, связанных с Legal Tech, которые упрощают жизнь юристов и всего бухгалтерского офиса. Так как разработка собственных механизмов достаточно дорогостоящее удовольствие, компания пошла по пути взаимодействия с другими крупными игроками рынка, в частности с компанией Nlogic, занимающейся разработкой платформы для работы с формальными текстами и неструктурированными данными. Эта платформа позволяет осуществлять поиск и сопоставление сущностей документах и таким образом запускать некие сценарии. Тем самым, сокращается время на обработку типовых операций, и у сотрудников появляется возможность заниматься более творческой деятельностью.
Юлия Глубокая , руководитель юридического департамента и комплаенс АББ Электрические Сети, Россия. Спикер поделился исследованием Coalition for integrity «Использование машинного обучения в антикоррупционном комплаенсе». Юлия отметила несколько плюсов исследования: хорошие определения, алгоритм принятия решения и этические аспекты. «Машинное обучение не может охватить все элементы комплаенс программ. Если компания не очень большая, то она может рассмотреть искусственный интеллект на базе правил, разработанных человеком. Если же компания крупная, то она может рассмотреть машинное обучение» — сообщила выступающая. Важный аспект этого процесса — сами специалисты, комплаенс-офицеры. Они должны эффективно использовать данные, которые выдает алгоритм. Спикер также заявила, что в кодекс этики компании стоит включать, как именно компания будет использовать методы искусственного интеллекта.
«Любые комплаенс процессы могут быть автоматизированы искусственным интеллектом», - Сергей Светушкин, директор проекта Transparent Deal, «Лаборатория Касперского», поделился опытом своей компании на конференции. Спикер рассказал о трех направлениях, где его корпорация применяет искусственный интеллект: определение конфликтных связей, где основная проблема — большое количество данных; обогащение данными объектов; выявление типов связей из неструктурированных данных. Сергей Светушкин также рассмотрел санкционный комплаенс и задачи, связанные с внутренним и внешним фродом.