14 декабря состоялась Международная научно-практическая конференция «Антикоррупционное образование и просвещение как приоритет национальной антикоррупционной политики»
Как всегда наша ежегодная декабрьская конференция посвящается Международному дню борьбы с коррупцией. Это было глобальное мероприятие из двух сессий, первая из которых была посвящена обсуждению вузовских антикоррупционных программ, а вторая – корпоративным образовательным программам. В этом году мероприятие прошло в смешанном формате, но большинство участников присутствовало онлайн. В Конференции приняли участие представители московских и региональных российских ВУЗов, которые поделились с присутствующими своим опытом антикоррупционного образования. Модератором выступила Крылова Дина Владимировна - заведующая ПУЛАП НИУ ВШЭ, Общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере противодействия коррупции, эксперт Совета Европы.
Дмитрий Игоревич Земцов, проректор НИУ ВШЭ, обратился к собравшимся с вступительным словом и отметил важность привлечения молодежи к участию в образовательных антикоррупционных проектах. Эту функцию в университете на себя взяла лаборатория, которая ежегодно привлекает большое количество студентов для работы над различными исследовательскими проектами, что позволяет им изучить различные аспекты такого многогранного явления как коррупция и получить новые знания не только о коррупции, но и в смежных областях.
Виталий Владимирович Белинский, референт Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции, рассказал о том, каким глобальным является вопрос об антикоррупционной деятельности в образовательной сфере, ссылаясь на «Резолюцию конференции государств-участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»: «…образование играет основополагающую роль в борьбе против коррупции, поскольку оно делает коррупционное поведение социально неприемлемым». Также Виталий Владимирович отметил важность не только привлечения и обучения студентов антикоррупционной деятельности, но и повышения информированности самих работников образовательных учреждений в области антикоррупции.
Дина Владимировна Крылова поделилась своим взглядом на деятельность Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной деятельности ВШЭ и объяснила, почему антикоррупционное образование настолько важно в наши дни. Д.В. Крылова рассказала о текущей проектной деятельности ПУЛАП и о приоритетах антикоррупционного образования в 2021-2022 учебном году, их ключевыми элементами были выделены междисциплинарность, критический анализ научных исследований, взаимное обучение студентов в рамках проектной деятельности. Особое внимание Д.В. Крылова уделила формированию общих навыков успешности студентов, так как её наиважнейшим критерием в будущем является умение достойно презентовать себя и результаты своей деятельности. Среди качественных характеристик антикоррупционного обучения молодежи были выделены проектный подход, практикоориентированность, эффективный менеджмент образовательных программ и групповая работа.
Александр Евгеньевич Русецкий, директор Научно-учебного Центра противодействия коррупции РАНХиГС, созданного в 2014 году, рассказал о просветительской роли Научно-учебного Центра и о тех результатах, которых уже удалось достичь. В ходе выступления было отмечено, что в свете принятого Национального плана противодействия коррупции, Научно-учебный центр разработал и реализует 4 программы для государственных и муниципальных служащих. За 2020 год программы прошли более 1700 слушателей. Также создаются специализированные магистерские направления. НИУ ВШЭ стал одним из первых университетов, запустивших данное направление. «Важно собираться на конференциях, обмениваться новыми наработками и всегда быть в тонусе», - подытожил Александр Русецкий.
Александр Игоревич Сотов, доцент кафедры криминалистики юридического факультета МГУ, в своем выступлении подробно рассказал о двух направлениях антикоррупционного образования – комплаенс и форензик («форензик» - деятельность, направленная на выявление и урегулирование спорных ситуаций по финансовым, правовым и иным вопросам, а также экономическое расследование действий сотрудников и организаций, противоречащих законодательным актам и иным принципам). Отметил важность развития практико-ориентированного антикоррупционного образования, особенно в частном секторе, где сложно бороться с коррупционными проявлениями. Оптимальным решением, считает Александр Сотов, может быть создание национальной базы знаний в области комплаенс и форензик, чтобы на ее основе сформировать типовую образовательную программу по обоим направлениям.
Максим Сергеевич Соколов, доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова, поделился опытом формирования антикоррупционного мышления у молодежи на примере РЭУ им. Г.В. Плеханова. В университете ведется комплексная работа: проводятся научные и общественные мероприятия по антикоррупционной тематике, организуются открытые лекции, выпускается научная и учебная литература. В своем выступлении Максим Соколов отметил активную вовлеченность самих студентов, которые создают довольно успешные как формальные, так и неформальные организации (Проект «Сердце России»). Деятельность университета высоко оценивается Министерством образования России.
Тамара Викторовна Шашихина, директор Европейского учебного института МГИМО МИД России рассказала участникам об использовании технологий в сфере противодействия коррупции в системе высшего образования. Поделилась существующими проблемами в этой сфере и возможными способами их решения, одним из которых может быть разработка единой антикоррупционной образовательной платформы, где можно было бы аккумулировать все наработки в этой области.
Артем Михайлович Цирин, научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, рассказывал про антикоррупционную политику в России, которая является стратегической государственной задачей, для реализации которой требуется объединение усилий органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц. Государственная антикоррупционная политика, по его мнению, ориентирована не только на сокращение ситуативных проявлений коррупции, но также на выявление и устранение причин и условий, способствующих процветанию данного феномена. Для решения данных задач, по мнению спикера, необходимо эффективное законодательство и высокий уровень правосознания населения.
Анна Николаевна Палагина, ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей ТПП РФ, рассказала о положительном опыте сотрудничестве института и ПУЛАП НИУ ВШЭ, который является многолетним, очень продуктивным и не теряющим свою перспективность.
Эдуард Александрович Иванов, академический руководитель образовательной программы «Комплаенс и профилактика правовых рисков» НИУ ВШЭ, в своём выступлении рассказал о системе антикоррупционного образования и антикоррупционного просвещения. Спикер отметил важность введения антикоррупционного образования в школе, поскольку в высшие учебные заведения приходят уже взрослые ученики со сформированными взглядами. В пример была приведена онлайн-платформа Education for Justice, которая содержит в себе учебные материалы для разных возрастных категорий. «Важно построить систему, то есть это не должна быть разовая какая-то акция. Нужно постепенно выстраивать систему антикоррупционного образования на всех уровнях», - утверждает Иванов. Для этого он предлагает начать с просвещения педагогов, чтобы те разбирались в теме и преподавали её, исходя из особенностей детской психологии, а также основывались на реальных кейсах, сочетая теорию и практику.
Игорь Измаилович Бикеев, первый проректор Казанского инновационного университета имени В.Г.Тимирясова, рассказал об антикоррупционных стандартах, применимых для университета, которые представляют собой документ, где простыми формулировками изложены правила соблюдения антикоррупционной политики, адаптированной под систему учебного заведения. Сотрудники ВУЗа обязуются соблюдать эти правила при заключении трудового договора. Помимо сотрудников университета, в антикоррупционную политику также вовлекаются и студенты – они участвуют в разработке и совершенствовании антикоррупционных правил ВУЗа, а также на регулярной основе проходят социологические опросы. Результаты опросов показывают, что студенты разделяют ценности университета относительно антикоррупционной политики.
Игорь Сергеевич Андреечев, заместитель руководителя администрации – директор правового департамента администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, рассказал о законодательных актах, закрепляющих необходимость антикоррупционного обучения служащих. Спикер провел различие между двумя направлениями этой работы: обучением «новичков», только поступающих на службу и образовательными программами, созданными для профессионалов. Спикер поделился опытом Архангельской области в области антикоррупционного просвещения и рассказал о его основных принципах: знания, навыки и ценности.
Максим Михайлович Поляков, доцент кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, отметил сложность процесса формирования нетерпимого к коррупции общественного сознания, приведя пример Сингапура, где этот процесс затянулся на 30 лет. И это не предел – в других странах он занимал 40, 50 лет. По словам Максима Михайловича, России в этом направлении придется пройти длительный путь. Спикер отметил важность локального правового регулирования антикоррупционного поведения в образовательных учреждениях разного уровня, рассказал об опыте МГЮА по антикоррупционному просвещению – о его правовых и организационных основах.
Марина Николаевна Макарова, профессор кафедры социологии Удмуртского государственного университета говорила об антикоррупционном мировоззрении как универсальной компетенции студентов вузов и поиске междисциплинарных подходов.
Ольга Николаевна Агеева, доцент кафедры уголовного права, криминалистики и криминологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, в рамках своего выступления рассказывала о проблемах предупреждения коррупции.
Татьяна Владимировна Черняк, доцент кафедры Управления персоналом Сибирского института управления РАНХиГС, рассказала об антикоррупционном просвещении в ситуации цифровизации образования и опыте своего ВУЗа в области реализации программ ДПО.
Анна Леонидовна Мельникова, эксперт Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики выступила с презентацией на тему «Перспектива использования видеоигр в антикоррупционном просвещении». А.Л. Мельникова длительное время изучает мировой опыт противодействия коррупции через виды социальных коммуникаций. По мнению эксперта, видеоигры говорят на интуитивно понятном языке как для преподавателя, так и для студента, оказывают эмоциональное воздействие, а также являются наиболее эффективным способом обучения в ходе практической деятельности. Студент может принять решение, последствия которого сможет оценить благодаря развитию сюжетной линии.
Геннадий Андреевич Поросенков, эксперт Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики, рассказал о факторах успешности антикоррупционного образования (на примере курса). Успешный курс должен закрывать конкретные потребности обучающегося, такие как формирование образовательного опыта в сфере противодействия коррупции, умение искать и анализировать релевантную информацию, а также иметь низкую толерантность к коррупционным деяниям. Наиважнейшим условием для успешного курса Г.А. Поросенков отметил ориентированность на интересы студентов, их необходимо ставить в центр курса и учитывать их желания, так как именно это и позволит достичь главной цели обучения – сделать из студентов настоящих специалистов своего дела.
Игорь Викторович Корзенков, руководитель аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, рассказал о деятельности уполномоченного в области защиты прав предпринимателей и важности просвещения предпринимателей по вопросам обязательных антикоррупционных требований законодательства, которые важно соблюдать.
Лейда Евгеньевна Лукьянова, вице-президент по деловой этике и комплаенс в компании «МТС», считает, что комплаенс разнообразен и играет важную роль в современном мире. Безусловно, стоит стараться придерживаться международных стандартов и тех практик, которые были наработаны в существующем антикоррупционном комплаенсе за многие годы. Одна из составляющих успеха в современном мире - создание программы этики ведения любой деятельности, комплаенс-программы мирового уровня и комплаенс-культуры, а также внедрение обязательного, доступного обучения и образовательных программ с помощью мобилизации, обеспечивая при этом эффективность просветительского начала, в том числе через формат dashboard.
Сергей Владимирович Таут, заместитель заведующего Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики, доцент факультета права и руководитель от практики магистерской программы по комплаенсу и профилактике правовых рисков, специалист компании «Пепеляев Групп» по вопросам антикоррупционного комплаенса, рассказал об образовании в области комплаенса на примере магистерской программы. Подчеркнул ее важность и актуальность академического комплаенс-образования.
Вероника Владимировна Киселева, комплаенс-менеджер ООО «СИБУР», рассказала о комплаенс-системе внутри компании. Основной принцип заключается в прививании сотрудникам ценностей комплаенс-культуры путём использования правильных механизмов с учётом особенностей сотрудников. Комплаенс-система организации постоянно изменяется и совершенствуется – так, начиная с 2021-го года, сотрудники могут получить профессиональное образование в сфере комплаенса на базе Казанского национального исследовательского технологического университета, что стало большим шагом в развитии профессионального сообщества внутри организации. Также в рамках «Института комплаенс-амбассадорства» в подразделения компании отправляются специально обученные амбассадоры с целью просвещения сотрудников. Все приведённые выше меры показали свою эффективность – согласно последнему опросу, высокая степень осведомлённости в сфере комплаенса наблюдается у 80% сотрудников.
Александр Олегович Хегай, комплаенс директор в странах Центральной Европы Amazon, в своем выступлении рассказал об особенностях комплаенс-обучения, которая построена с учетом наиболее эффективного использования времени и ресурсов и строится на: оценке рисков, определении целевой аудитории и определении наиболее эффективного формата обучения. Несмотря на то, что в такой крупной компании коррупционные риски не входят в тройку лидирующих, руководство уделяет определенное внимание предупреждению этих рисков. Поэтому спикер напоминает, что разумные инвестиции в сферу комплаенс-образования всегда окупаются и будут полезны руководству любой компании.
Ася Витальевна Андрейченко, директор по комплаенс-контролю ООО «Первая инфраструктурная компания», своим выступлением завершила конференцию и рассказала о продвижении комплаенс ценностей среди сотрудников. В компании была преобразована система комплаенс-обучения: был разработан кодекс этики, основанный на комплаенс ценностях; формат обучения ушел от лекционного к визуальному; а также переработаны и сжаты другие сферы для большей экономии времени. Ася Витальевна отметила, что внедрение ценностей идет во все бизнес-процессы компании, в том числе и в поиски кандидатов.