• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трансформация комплаенса в новых условиях

Об этом 21 июня 2022 года говорили участники Комплаенс клуба НИУ ВШЭ на очередном заседании Клуба. Представители компаний и приглашенные эксперты поделились своими взглядами на то, как в новых условиях меняется комплаенс, опытом по преодолению возникающих трудностей, определили возможную стратегию развития, цели и задачи комплаенс-функции в новых условиях.

Спикерами выступили:

Эдуард Иванов, профессор факультета права НИУ ВШЭ, Академический руководитель магистерской программы «Комплаенс и профилактика правовых рисков».

Сергей Таут, заместитель заведующего ПУЛАП, эксперт «Пепеляев групп», доцент факультета права НИУ ВШЭ.

Лейда Лукьянова, Вице-президент по деловой этике и комплаенс ПАО МТС.

Модерировалазаседание Клубазаведующая ПУЛАП НИУ ВШЭ, Общественный омбудсмен в сфере противодействия коррупции при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Дина Крылова,которая отметила, что несмотря на сложные обстоятельства на рынке, а также на нарушение декларируемых этических и правовых норм, которые мы повсеместно наблюдаем, важно сохранять решимость воплощать принципы комплаенса в организациях.

Эдуард Иванов в своем выступлении отметилчто наблюдается большое внимание к антикоррупционным мерам вследствие дефицита ресурсов, а также необходимость внедрения антикоррупционного комплаенса в первую очередь в компании с государственным участием. Так, Россия принимает участие во встречах, посвященных борьбе с коррупцией в рамках BRICS, и делится своим опытом внедрения комплаенса. Также Эдуард Иванов отметил новое антикоррупционное законодательство Казахстана, которое предусматривает обязательное внедрение мер антикоррупционного комплаенса в компании с государственным участием. Также он отметил важность антикоррупционного комплаенса в финансово-кредитной сфере с целью предотвращения реализации криминальных схем. Говоря о международном сотрудничестве, Эдуард Александрович отметил банки арабского региона, которые формируют позитивный образ надежного партнера в банковской сфере, соблюдая все нормы антикоррупционного комплаенса. Помимо этого, Эдуард Иванов, рассказал, что также немало внимания уделяется санкицонному комплаенсу и подробно рассказал о подходах, которые используются в этой сфере.

Сергей Таут в своем выступлении обратил внимание участников на то, что роль комплаенс в текущих реалиях, в периоды неопределенности и турбулентности только возрастает. Цена ошибки увеличивается многократно, поэтому риски, связанные с комплаенсом, лучше предупреждать заранее. В качестве примера таких рисков можно привести «громкие» заявления западных компаний, которые имеют представительства и офисы в России. Данные представительства из-за своих заявлений могут понести серьезный ущерб, если они не будут учитывать изменяющуюся обстановку в стране в сфере законодательства. В частности, предлагается ввести законопроект, дополняющий ч. 2 ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» запретом на соблюдение западных санкций всеми компаниями, ведущими свою деятельность в России. Несоблюдение требований этой статьи может повлечб за собой наказание в виде лишения свободы на 10 лет.  

Лейда Лукьянова считает, что несмотря на ситуацию турбулентности и отсутствия стабильности, требования регуляторов остаются прежними. Спикер отметила, что сейчас происходит смещение фокуса на те направления, которые не были в зоне внимания комплаенса или их не развивали. Важным моментом остается то, что комплаенс функции, несмотря на свой поддерживающий характер, подлежат постоянной актуализации, а риски пересмотру. Необходим мониторинг законодательства, чтобы проводить своевременные изменения дизайна контроля и бизнес-процессов. В ситуации новых вызовов, на которые нужно отвечать, специалисты должны учиться адаптации. Сейчас уже идет поиск нового рынка с фокусом на восточное направление, где присутствуют, как и новые перспективы, так и новая коррупция, которая имеет свои отличительные черты от региона к региону. Комплаенс функции должны быть адаптированы, чтобы быстро отреагировать и успеть измениться. Особое внимание спикер уделила вопросам коммуникации внутри компании, которая является одной из ключевых в поддержке этичного бизнеса, ведь скоординированность внутри компании помогает ничего не упустить и не нарушить требования регуляторов.

Александр Русецкий, заместитель Генерального директора по комплаенсу Автономной некоммерческой организации «Московская дирекция транспортного обслуживания», отметил роль обучения и актуальность создания благоприятной атмосферы в коллективе, поддержки и позитивного настроя сотрудников.

В рамках последующей дискуссии участники заседания высказали мнение о том,что текущая кризисная ситуация - это период возможностей. И отметили, что ключевым фактором является трансформация самих людей: развитие гибкости и soft-skills менеджеров комплаенс-функций. По мнению участников, совершенствование лидерских качеств сотрудников, критическое мышление, навыки командной работы, постоянное обучение и адаптация к новым реалиям - главные драйверы трансформации.