• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рецензия на доклад НИУ ВШЭ «Развитие антикоррупционного законодательства и комплаенса в новых условиях»

Тухватуллин Тимур Анварович, кандидат юридических наук, ведущий эксперт Научно-учебного центра противодействия коррупции Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, аккредитованный Минюстом России эксперт по проведению независимой антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов, подготовил рецензию на доклад НИУ ВШЭ «Развитие антикоррупционного законодательства и комплаенса в новых условиях» к XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества: 

"Научный доклад НИУ ВШЭ «Развитие антикоррупционного законодательства и комплаенса в новых условиях», подготовленный авторским коллективом сотрудников Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ и факультета права НИУ ВШЭ, под научной редакцией Д.В. Крыловой посвящен одной из актуальных тем современной государственной политики России – повышению эффективности и результативности противодействия коррупции в государственном и частном (корпоративном) секторах экономики.

Доклад представлен девятью частями, охватывающими наиболее важные, по справедливому мнению авторов, направления антикоррупционной деятельности в нашей стране в новых условиях.

Часть первая представляет собой обзор важнейших достижений антикоррупционной политики в Российской Федерации и оценку вызовов, актуализирующих необходимость развития и обновления национального антикоррупционного законодательства и систем корпоративного комплаенса. Также здесь предлагается ряд наиболее значимых и актуальных рекомендаций по совершенствованию антикоррупционного законодательства и организационных и правовых мер по противодействию коррупции в государственном управлении и корпоративном комплаенс. В последующем в докладе более подробно раскрываются предложенные новации и моделируется развитие действующих антикоррупционных механизмов.

Части вторая и третья посвящены внедрению риск-ориентированного подхода к противодействию коррупции в государственном секторе и развитию системы оценивания антикоррупционной деятельности в организациях государственного сектора. Отмечается важность развития антикоррупционных инструментов в коррупционно-опасных сферах государственного управления и необходимость организации системы мониторинга исполнения функций должностными лицами, занимающими коррупционно-опасные должности. Основной потенциал развития авторы видят в более полной реализации возможностей информационных технологий на примере внедрения ГИС «Посейдон», которая в комплексе с широкой реализацией риск-ориентированного подхода создает возможности высвобождения и более эффективного использования людских ресурсов подразделений по профилактике коррупции в ведомствах и организациях.

В четвертой части рассматриваются возможности законодательного совершенствования и оптимизации уголовно-правовых мер в сфере противодействия коррупции. Предлагается уточнить критерии освобождения от ответственности лица, добровольно сообщившего о коррупционном преступлении и также использовать аналогичные критерии в отношении юридических лиц при применении к ним статьи 19.28 КоАП РФ.

Части пятая и шестая содержат анализ актуальных вызовов для российского корпоративного комплаенса и возможных мер законодательного стимулирования его внедрения в организациях. Отмечается важность уточнения нормативных требований к антикоррупционной деятельности организаций (статья 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Последнее весьма актуально с учетом сложившейся неодинаковой практики правоприменения названной нормы в неизменном виде в течение целого десятилетия.

В части седьмой освещаются особенности и возможности законодательного регулирования формирования и развития организационной антикоррупционной культуры в государственном и корпоративном секторах, что подразумевает развитие этического регулирования на государственной службе и в организациях. Авторами выбран верный посыл в сторону непосредственного закрепления в законе положений об этическом поведении, что содержится в отдельных ведомственных подзаконных нормативных актах и методических документах Минтруда России.

В восьмой части анализируются возможности для развития системы мер по защите заявителей о коррупции в части использования потенциала информационных технологий и предлагается сформировать электронную систему сбора и последующей обработки заявлений на основе принципа их технологической деперсонализации.

Девятая часть доклада посвящена перспективам развития института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и предлагается распространить этот позитивный опыт на корпоративный сектор.

Изложенные в докладе аргументы и сформулированные авторами предложения по развитию российской антикоррупционной политики представляются в целом реалистичными и соответствующими сложившейся в стране ситуации. Подтверждением является положительная оценка доклада представителями государственных ведомств, осуществляющих координацию реализации российской антикоррупционной политики. Предложенные в докладе меры являются конкретными и практикоориентированными, их фактическая реализация представляется целесообразной и своевременной. Отдельные рекомендации носят сущностный характер и призваны заложить основные векторы дальнейшего развития российской системы антикоррупционных мер.

Доклад может представлять большой интерес как для экспертного и научного юридического сообщества, так и для практиков в области противодействия коррупции в государственном управлении или корпоративного комплаенса.

Отличительной стороной доклада является то, что содержащиеся в нем предложения носят комплексный и целостный характер, охватывают наиболее важные сферы противодействия коррупции, претерпевшие значимые изменения за последнее время. Рекомендации доклада основываются на творческом анализе сложившихся в России условий, содержат корректные и реалистичные предложения, направленные на повышение эффективности и результативности российской антикоррупционной политики и в целом заслуживают высокой оценки.

В очередной раз авторский коллектив под руководством заведующей Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ Д.В. Крыловой разработал и подготовил к печати целостный, актуальный и гармоничный (с точки зрения внутренней структуры и стиля изложения) научный труд, содержащий ответы на многие современные коррупционные вызовы.

Реализация предложений авторов в большой степенью вероятности позволит изменить антикоррупционную работу в государственном и частном (корпоративном) секторах российской экономики, снизив риски наступления неблагоприятных последствий от коррупционных проступков и правонарушений". 

ссылка на рецензию