• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ежегодная научно-практическая конференция «Воздействие институциональных реформ в Российской Федерации на устранение условий для коррупции»

25 апреля ПУЛАП совместно с факультетом права Ежегодную научно-практическую конференцию «Воздействие институциональных реформ в Российской Федерации на устранение условий для коррупции». На конференции был представлен тематический доклад НИУ ВШЭ, подготовленный ПУЛАП, и обсуждены вопросы качественных результатов по устранению условий для коррупции вследствие реализации в России институциональных реформ: административной, реформирования контрольно-надзорной и разрешительной деятельности; цифровизации государственного управления и антикоррупционного регулирования; внедрения антикоррупционного комплаенса в деятельность российских организаций; антикоррупционных мер в финансово-банковской сфере; регулирования госзакупок, антикоррупционного эффекта от введения ЕГЭ; модернизации и цифровизации ФНС России. Также была рассмотрена проблема степени объективности межстрановых рейтингов в сфере госуправления и оценки уровня коррупции, и предложены подходы, основанные на наличии инструментов госрегулирования, препятствующих коррупции. Бессменным модератором конференции выступила заведующая лабораторией Дина Крылова.

С приветственным словом выступил Новьюхов Александр Вячеславович, председатель подкомитета по противодействию коррупции, этике и применению института парламентской неприкосновенности, общественному контролю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, открыл конференцию и отметил, что конференция представляет собой научно-практическую ценность, отметил важность антикоррупционной тематики так как коррупция подрывает эффективность государственных органов. 
Якобсон Лев Ильич, вице-президент НИУ ВШЭ, в своем приветственном слове также подчеркнул важность антикоррупционной тематики и отметил, что данная проблематика всегда находились в центре внимания университета. Высшая школа экономики на протяжении более 30 лет активно участвует в обсуждении реформ по борьбе с коррупцией. 
Ларичев Александр Алексеевич, заместитель декана факультета права НИУ ВШЭ, поддержал ежегодную инициативу подготовки ежегодного доклада на актуальную антикоррупционную проблематику, с которой лаборатория выступает, отмечая что это имеет огромное практико-ориентированное значение для в сфере законодательного регулирования и правоприменения. 
Пепеляев Сергей Геннадьевич, председатель Академического совета магистерской программы «Комплаенс и профилактика правовых рисков» НИУ ВШЭ, Управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп» поздравил нашу лабораторию с очередным научным достижением, выразившемся в подготовке интересного и глубокого доклада, и отметил, что за последние годы в России сделано многое для устранения коррупционных проявлений. В качестве примера отметил переход контрольно-надзорных органов на риск-ориентированный подход, при проведении проверок. 
Белинский Виталий Владимирович, референт Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, выступая на конференции, привел пример реализации антикоррупционной политики на примере КНР, где главенствует  принцип верховенства закона как в мыслях и на практике, что не создает условий для коррупционных практик. 
Крылова Дина Владимировна, заведующая ПУЛАП НИУ ВШЭ, доцент Департамента международного права факультета права НИУ ВШЭ выступила с докладом о влиянии институциональных реформ на устранение коррупции. В докладе подробно рассмотрены как сами институциональные реформы, кардинально изменившие "правила игры" в ключевых сферах, так и накопленный кумулятивный эффект количественных изменений, обеспечивший качественно новую институциональную среду для бизнеса и граждан. В докладе подробно осветили этапы принятия законов и регуляторных решений, в результате которых улучшились условия для бизнесменов России. Дина Владимировна отметила, что реформы позволили России значительно снизить не только уровень коррупции, но и мотивацию для ее осуществления. «Мы позиционируем нашу страну, как страну с высокими антикоррупционными достижениями», отметила Дина Крылова.  Спикер так же сравнила уровень коррупции в России и странах Европы, используя результаты социологических опросов Евробарометр 534 и Флэш-Евробарометр 524 и пояснила, что Россия значительно обогнала соседние страны по результатам антикоррупционной деятельности. В докладе предлагается разработать с партнерами международный рейтинг, основанный на объективных проверяемых критериях. На таких принципах был построен рейтинг "Doing business", в котором Россия со 128 места продвинулась на 28, немного не дотянув до намеченного нашей страной целевого показателя в виде 20 места - в 2019 году рейтинг был закрыт. 
Будкин Антон Юрьевич, заместитель директора департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России. Он сообщил, что для грамотного регулирования сферы борьбы с коррупцией Минэкономразвития России получает обратную связь от регионов, что помогает в корректировке антикоррупционного законодательства. Антон Юрьевич отметил, что в процессе формирования законодательства был создан так называемый закон «Спутник». Благодаря ему, было принято около тридцати тысяч законодательных актов разного уровня, как в регионах, так и в муниципалитетах. Все это значительно снижает уровень коррупции в нашей стране. 
Тугучев Никита Максимович, заместитель директора Департамента проектной деятельности и государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы Минтруда России, рассказал аудитории о работе Минтруда России в сфере противодействия коррупции. Выступающий сделал акцент на риск-ориентированном подходе о отметил необходимость его дальнейшей более четкой проработки в антикоррупционном законодательстве. Никита Максимович рассказал о совместной работе Высшей школы экономики и Министерства труда по созданию методического материала и заполнению пробелов в антикоррупционном законодательстве России. 
Шашихина Тамара Викторовна, директор Евразийского учебного института МГИМО МИД России, в своем выступлении охарактеризовала международный опыт оценки уровня коррупции. Она отметила, что Россия в рейтингах до сих оценивается как государство, занимающее последние места. Тамара Викторовна обращает внимание на насаждение молодёжи негатива и пессимизма через СМИ относительно ситуации в стране. Это нивелирует всю проведённую работу в области антикоррупции. Спикер отметила, что средством минимизации такого влияния выступает антикоррупционное образование и просвещение, потому коррупцию нельзя минимизировать лишь силовыми или законодательными методами. Поэтому очень важно формировать нетерпимость к коррупции среди молодого населения. 
Мохова Ольга Юрьевна, старший прокурор отдела управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в своем выступлении привела данные некоторых исследований и статистические данные по отношению отдельных групп и слоев населения к прогнозам динамического проявления коррупции в России: уровень удовлетворенности населения антикоррупционной деятельностью составляет 36%, за последнее время показатель увеличился, это свидетельствует о положительной динамике и об эффективности действий органов государственной власти в области противодействия коррупции.  
Цирин Артём Михайлович, ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, подробно описал концепцию "Трёх нет" и ее влияние на формирование институциональных механизмов противодействия коррупции в России и КНР. Подробно были представлены некоторые антикоррупционные механизмы в рамках такой концепции: бояться совершать коррупционные действия, не иметь возможности заниматься коррупцией и не иметь желания ею заниматься. Для реализации данных механизмов отмечена важность создания и развития системы ежедневного надзора за государственными служащими. Также имеет значение система воздействия на потенциального нарушителя и формирования у госслужащих правильных ценностей, раскрытие преимущества традиционной культуры: приоритет высоких стремлений, честности и самодисциплины. 
Русецкий Александр Евгеньевич, заместитель генерального директора по комплаенсу АНО «Московская дирекция транспортного обслуживания», директор НУЦ противодействия коррупции РАНХиГС, рассказал о работе, которая была проделана совместно с коллегами по подготовке проекта федерального закона о внесении изменений в статью 13.3 федерального закона о противодействии коррупции, и о работе, которая ведется по подготовке проекта добровольного национального стандарта противодействия коррупции в организациях, представляющего собой собственные «правила игры» для кампаний внутри национальной правовой системы. К осени 2024 года проектные документы уже будут готовы к презентации и переданы для утверждения в Росстандарт. 
Самохина Любовь Юрьевна, международный эксперт (ГРЕКО), рассказала о том, что общий эффект присоединения РФ к ключевым международным антикоррупционным конвенциям заключается в стратегическом подходе, системности и междисциплинарности (сочетании методов уголовного, гражданского и административного права). В результате каждой оценки ГРЕКО РФ получала пакет рекомендаций, на исполнение которых отводилось 18 месяцев, что задавало очень высокую скорость реформ в период с 2008 по 2018. Конкретные достижения РФ заключаются в криминализация коррупционных деяний, проведении систематической оценки уровня коррупции и введении административной ответственности для юридических лиц. При донесении информации до широкой общественности имеет смысл сфокусироваться на позитивных посылах, это работает на укрепление позитивного имиджа государства. Новая лидирующая роль России – уточнение и адаптация антикоррупционных ценностей к меняющемуся миру. 
Лукьянова Лейда Евгеньевна, вице-президент по деловой этике и комплаенсу ПАО МТС, согласилась с тем, что произведенные реформы сказались на уровне коррупционной преступности: использование электронных услуг сокращает коррупциогенные факторы, поскольку контакт с оператором сведен до минимума, а услуги оказываются в установленные сроки по договору. Снизилось количество случаев мелкого взяточничества, однако увеличиваются случаи коммерческого подкупа, поэтому представители бизнеса должны приложить все усилия к построению комплаенс-программ. Спикер отметила важность пропаганды недопустимости коррупции, внимательное описание бизнес-процесса и антикоррупционного контроля, оценки рисков и мониторинг транзакций с коррупционным фактором. 
Калинникова Марина Григорьевна, руководитель Центрального метрологического технического управления РОССТАНДАРТА, в своем выступлении отметила значимость институциональных реформ в России для борьбы с коррупцией. В своем выступлении спикер сосредоточила внимание на текущей реформе контрольной деятельности в системе Росстандарта. Она подчеркнула, что целью реформы является не только повышение эффективности работы управления, но и устранение условий, способствующих коррупции. Реформа включает в себя пересмотр и оптимизацию процессов контроля, повышение прозрачности совершаемых действий и принятых решений. 
Артюх Елена Николаевна, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области, в рамках своего выступления подчеркнула позитивные результаты антикоррупционных реформ, особенно в контексте улучшения бизнес-среды и защиты прав предпринимателей. Спикер рассказала о значительных изменениях в правовом регулировании, которые были внедрены в Свердловской области для усиления защиты прав предпринимателей. Основной акцент в выступлении был сделан на улучшении качества законодательства, что позволило сократить коррупционные риски. 
Рябова Наталья Владимировна, заместитель руководителя Экспертно-правового центра при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, выступила с докладом на тему противодействия коррупциогенным факторам уголовного преследования в отношении предпринимателей. В своем выступлении она осветила несколько критических аспектов, связанных с уголовным преследованием бизнеса, что вызывает озабоченность в бизнес-сообществе и требует внимания на государственном уровне. 
Стамплевский Антон Владимирович, уполномоченный по правам предпринимателей в Тверской области, отметил важность института уполномоченного как антикоррупционного элемента, а также указал возможные точки развития для существующих законодательных актов. Он указал на необходимость закрепления требований к заданиям, на основе которых проводятся антикоррупционные мероприятия, и внесения ясности в систему категорирования подконтрольных объектов – пока на практике у предприятий могут быть проблемы с определением их категории риска. 
Коробкин Александр Николаевич, главный редактор журнала “Вестник антикоррупционной экспертизы”, проиллюстрировал существующий провал в области пропаганды российских достижений в реализации антикоррупционной политики и указал на важность размещения докладов, например, на площадке ООН. Доклады должны быть адаптированы для понимания иностранными гражданами. 
Холопик Кирилл Вадимович, руководитель Аппарата Национального объединения застройщиков жилья, рассказал про основные тенденции в развитии строительства. Так, по его словам, частный сектор в настоящее время является самой привлекательной сферой из-за её законодательной проработанности, которая выражается в полной прозрачности, честной работой торгов на рынке. А также, на основе исследований приходит к выводу, что дальнейшая борьба с коррупцией в строительстве должна быть сосредоточена на более детальной регламентации процедур, а желательно и к их полному переводу в цифровой формат. Это, по мнению спикера, поможет создать более равные условия для всех участников рынка и устранить коррупционные риски. 
Таут Сергей Владимирович, заместитель заведующего ПУЛАП НИУ ВШЭ, доцент Департамента международного права факультета права НИУ ВШЭ, адвокат, ведущий эксперт по Legal GR & Compliance юридической компании «Пепеляев групп» рассказал, что на данный момент в РФ сформировано стабильное и комплексное законодательство в антикоррупционной сфере. А также внедрены новые инструментарии по взысканию ущерба от коррупционных преступлений. Прилагаются существенные усилия по кадровому обеспечению профессиональной работы по противодействию коррупции в организациях -это усилия вузов-партнеров, так, НИУ ВШЭ насыщает подготовленными кадрами крупные российские коммерческие организации. Подводя итоги, спикер подмечает крайне высокий уровень антикоррупционной работы в корпоративном секторе, по его мнению, достигнутые результаты выводят Россию на ведущие роли в противодействие коррупции. 
Иванов Эдуард Александрович, профессор факультета права НИУ ВШЭ, академический руководитель образовательной программы «Комплаенс и профилактика правовых рисков» рассказал про тенденции и перспективы развития антикоррупционного комплаенса в России. Так, по его мнению, помимо нарастающей цифровизации, основной тенденцией является внедрение комплаенса в те компании, которые работают с бюджетными средствами, не остаются в стороне и частные компании, которые могут исполнять роль подрядчиков в оказании услуг государству. Что касается перспектив, то спикер отметил возможную выработку общих стандартов антикоррупционного комплаенса в рамках международных объединений, а также продолжения экспансии на малый и средний бизнес. 
Пархоменко Сергей Анатольевич, заместитель заведующего ПУЛАП провел анализ зарубежных подходов к оцениванию антикоррупционных результатов российских институциональных реформ. Так, согласно международным рейтингам, позиции РФ остаются довольно средними, несмотря на объем проделанных реформ. Спикер приходит к выводу, что системы рейтингования, реализуемые под эгидой международных организаций, ориентированы преимущественно на оценку имплементации продвигаемых ими международных стандартов, которые зачастую носят субъективный, необоснованный характер и оставляют возможность для политически мотивированного рейтингования стран. Подводя итоги, приводится довод о том, что России необходимо формирование методики по оценке мер по противодействию коррупции на основе системы объективных индикаторов, пригодных для разработки новых независимых международных рейтингов.